Британский писатель и журналист Тим Маршалл, автор книги "Узники географии", пояснил на картах, почему президент РФ Владимир Путин проводит агрессивную политику в мире.
Об этом он написал в статье для The Atlantic.
"Если бы на востоке Украины были горы, то огромные просторы Европейской равнины не были бы такой заманчивой территорией для захватчиков, которые на протяжении истории не раз нападали на Россию. Но в реальности Путин, как и многие российские правители до него, возможно, чувствует, что у него нет выбора — он должен как минимум попытаться установить контроль над равнинами к западу от России. Так происходит во всем мире: политические лидеры — это узники географии, физические характеристики ландшафтов лишают их выбора и пространства для маневра. Эти законы географии особенно очевидны в России, где трудно защитить свою власть и где правителям приходилось веками стремиться к расширению границ, чтобы компенсировать географическую уязвимость", — отметил Маршалл.
Журналист обращает внимание, что большие размеры России делают ее уязвимой для нападений. С другой стороны, они сами по себе защищают ее: за то время, пока вражеская армия достигнет Москвы, у нее неизбежно возникнут проблемы со снабжением, которые будут усиливаться по мере продвижения вглубь российской территории.
Еще одним важным стратегическим фактором РФ является отсутствие своего порта на теплых водах, дающего прямой выход в океан.
В ходе истории российское государство постепенно разрасталось, захватывая новые земли.
"В результате Второй мировой войны СССР оккупировал территории в Восточной и Центральной Европе, до того завоеванные Германией; некоторые из них стали частью СССР, и его очертания стали напоминать прежнюю Российскую империю. Однако теперь "врагом у порога" были не монголы, с 1949 года им стало НАТО. Распад СССР в 1991-м снова уменьшил территорию, фактически контролируемую Россией, теперь в Европе она заканчивалась у границ Эстонии, Латвии, Беларуси, Украины, Грузии и Азербайджана, а НАТО неотвратимо подступало все ближе по мере того, как в Альянс вступали страны Восточной Европы", — отмечает Маршалл.
Российская империя в 1914 году (вверху слева; желтые участки — автономные области), СССР в 1922-1939 годах (вверху справа; желтые участки — нерусские советские республики), СССР в 1945-1991 годах (внизу слева; желтые участки — нерусские советские республики и страны Организации Варшавского договора) и сегодняшняя Россия (внизу справа; желтые участки — "независимые республики", оккупированные российской армией)
В итоге два фактора, которые веками больше всего беспокоили Россию, — ее уязвимость на суше и нехватка портов на теплых морях — сошлись вместе в Украине в 2014 году.
"Пока в Киеве держалось пророссийское правительство, Россия могла быть уверена, что ее буферной зоне ничто не угрожает и Европейская равнина защищена. Даже нейтральная Украина, не присоединявшаяся к Евросоюзу и НАТО и гарантировавшая России доступ к крымскому порту Севастополю, была для нее вполне приемлема. Но когда в результате протестов в Киеве был свергнут пророссийский президент Виктор Янукович и к власти пришло новое, более проевропейское руководство, Путину пришлось делать выбор. Он мог продолжать соблюдать территориальную целостность Украины или сделать то, что российские правители делали веками из-за того, что им сдали неудачные географические карты. Он выбрал свой собственный вариант защиты нападением, аннексировав Крым, чтобы гарантировать России доступ к портам на теплом море, и попытался помешать НАТО придвинуться еще ближе к российской границе", — поясняет журналист.
По его мнению, та же географически обусловленная озабоченность заметна и в нынешней российской интервенции в Сирии в поддержку союзника Путина Башара Асада.
"У России есть военно-морская база в сирийском средиземноморском порту Тартус. Если режим Асада падет, новые правители Сирии могут выгнать оттуда российский флот", — пишет Маршалл, добавляя при этом, что российская наступательная политика не закончена ни в Украине, ни в Сирии.
Как сообщал "Апостроф", по мнению российского оппозиционера и знаменитого шахматиста Гарри Каспарова, президент РФ Владимир Путин участием своих войск в боевых действиях в Сирии хотел бы разжечь войны в новых государствах, среди которых могут быть Саудовская Аравия и Израиль.
По материалам "Открытой России"