Россия получила "удар пониже спины" от Китая, чьи банки отказывали российским компаниям и физическим лицам в выдаче кредитов, а также вынуждали закрывать счета и переводить средства в другие места.
Об этом на свое странице в Facebook написал оппозиционный депутат Госдумы РФ Дмитрий Гудков.
"Никогда такого не было — и вот опять. Новый удар пониже спины. На этот раз — от Китая. Никто ведь и предположить не мог, что он тоже воспользуется санкциями для давления на Россию. А он взял — и воспользовался. Инвестировать готов, но только при передаче контрольных пакетов акций. Счета клиентов из РФ потихоньку выжимает из своих банков", — написал он.
"А все почему? — С одной стороны — премия за риск вести дела с нашей страной. С другой — известная китайская стратагема "Грабь во время пожара". Они ее применяли еще задолго до того, как мы прибили щит на вратах Цареграда. Конечно, санкции не вечны: если уж даже Иран возвращается в мировую экономику, то и Россия вернется, с Крымом или без. Но проблема в другом: с какого уровня мы заново будем начинать весь путь? Плинтус, ниже плинтуса, подполье? Чем дольше мы ведем маленькие победоносные войны, чем яростнее ищем вокруг врагов, а деньги — в кошельках граждан, тем сложнее будет восстанавливаться", — отметил он.
"И как бы лет через 50 не пришлось сравнивать экономическое успехи с 2013 годом", — заключил Гудков.
Издание "Коммерсантъ" отмечает, что китайские банки встроены в глобальную экономику, ценят отношения с американскими банками и поэтому де-факто присоединились к финансовым санкциям против России.
По мнению экспертов, двумя основными проблемами в совместном бизнесе россиян и китайцев является непонимание китайского менталитета и стремление китайцев к контролю над бизнесом.
"Сейчас китайцы стали требовать во многих компаниях контроль, раньше этого не было. Они говорят, мы готовы инвестировать, но нам нужно 50%+1 голос", - сказал один из российских экспертов, отметив, что из-за этого в 2015 году не состоялись очень многие сделки.
"Ты должен выпить с этими людьми некоторое количество чая и сказать много слов уважения, но после этого все идет достаточно быстро. Пословица про “долго запрягаем, но быстро едем” определенно имеет в Китае эквивалент",— добавил эксперт.
Как сообщал "Апостроф", по итогам 2015 года торговый оборот между Китаем и Россией сократился на 27,8% и составил 422,7 млрд юаней ($64,2 млрд в эквиваленте).