RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 44.35
НБУ:USD  41.00
Мир

Люди лежали в крови в 4 слоя: очевидец рассказал о садизме силовиков в Беларуси

10 августа в Минске перед акцией протеста против итогов выборов президента Беларуси задержали корреспондента издания Znak.com Никиту Телиженко.

Об этом сообщают на сайте Znak.com.

Он приехал в республику по редакционному заданию. В течение суток после задержания с ним не было никакой связи. Никиту отпустили только 11 августа вечером.

Никита ТелиженкоФото: Znak.com

Он написал репортаж о бесконечных избиениях, унижении, боли. "Апостроф" публикует впечатляющие вырезки из материала.

Люди лежали живым ковром

"И вот мы поехали куда-то. Куда - я еще тогда не знал. Но как потом выяснилось, это было Московское РУВД, 16 часов в котором окажутся для всех нас адом. Ехали минут 20–30. Как только остановились, раздался крик стоявших на улице омоновцев в бронежилетах: "Лицом в землю!!!".

В наш автозак влетели несколько силовиков, нам загнули руки за спину так, что идти было практически невозможно.

Парня передо мной специально головой о дверной косяк входа в РУВД ударили. Он закричал от боли. В ответ на это его начали бить по голове и орать: "Заткнись, *ука!" Первый раз меня ударили, именно когда выводили из автозака, я просто недостаточно низко нагнулся и получил удар рукой по голове, а потом коленом в лицо. В здании РУВД нас сначала завели в какое-то помещение на четвертом этаже.

Люди там лежали прямо на полу живым ковром, и нам пришлось идти прямо по ним. Мне было очень неудобно, что я все-таки наступил кому-то на руку, но я совсем не видел, куда шел, потому что голова была наклонена сильно в пол. "Все на пол, лицом вниз", - орали нам. А я понимаю, что лечь некуда, кругом в лужах крови лежат люди.

Мне удалось найти место и лечь не на людей, вторым слоем, а рядом. Лежать можно было только на животе лицом вниз. Опять мне повезло, что на мне была медицинская маска, она мне скрасила впечатление от грязного пола, в который пришлось уткнуться носом. Парень рядом со мной, устраиваясь поудобнее, случайно повернул голову в сторону и тут же получил пинок в лицо армейским берцем", - пишет корреспондент.

У людей сломаны руки, позвоночники, ноги

Никита рассказывает, что тем временем, вокруг шли жесточайшие избиения: отовсюду были слышны удары, крики, вопли. Ему показалось, что у некоторых задержанных были сломаны - у кого руки, у кого ноги, у кого позвоночник, потому что при малейшем движении они орали от боли.

"Новых задержанных заставляли ложиться вторым слоем. Правда, через некоторое время они, видимо, поняли, что это плохая идея, и кто-то распорядился принести скамейки. Я оказался среди тех, кому разрешили на них сесть. Но при этом сидеть можно было только низко опустив голову и сцепив руки в замок на затылке. И только тогда я увидел, где мы находимся, - это оказался актовый зал Московского РУВД. Мне удалось разглядеть, что напротив меня висели фото милиционеров, особо отличившихся на службе. Мне показалось это злой иронией, интересно - сегодняшние заслуги тех, кто нас сейчас бил, будут оценены как отличная служба? Так мы провели 16 часов.

Чтобы отпроситься в туалет, нужно было поднять руку. Некоторые из тех, кто нас охранял, разрешали и выводили людей в уборную. Некоторые говорили: "Ходи под себя".

У меня ужасно затекли руки, ноги, болела шея. Иногда нас меняли местами. Иногда приходили какие-то новые сотрудники, по новой брали все наши данные: фамилия, когда был задержан", - пишет корреспондент.

Чтение молитвы

"Около двух часов ночи в РУВД привели новых задержанных. И вот тут началась лютая жесть. Милиционеры заставляли задержанных молиться, читать "Отче наш…", кто отказывался, избивали всеми подручными средствами. Сидя в актовом зале, мы слышали, как избивают людей на этажах под нами и над нами. Ощущение было такое, что людей практически втаптывали в бетон.

А в это время за окном были слышны взрывы шумовых гранат, в нашем актовом зале дрожали стекла и даже двери. То есть бой шел прямо под окнами РУВД. С каждым часом, с каждой новой партией задержанных, доставленных в РУВД, силовики бесились и зверели еще больше. Милиционеров искренне удивляла активность протестующих. Я слышал, как они разговаривали между собой по рации, что для подавления митингов задействованы резервные отряды. Они были в бешенстве, что люди не уходят с улиц, несмотря на то, что их бьют и бьют жестоко, люди их не боятся, они строят баррикады и оказывают сопротивление", - рассказывает Никита.

Били даже детей

"Ты, *ука, против кого баррикады поставил, ты против меня воевать будешь? Ты войны хочешь?" - орал один из милиционеров, избивая задержанного. Что меня поразило, убило и растоптало, так это то, что все эти избиения происходили на глазах двух женщин - сотрудниц РУВД, оформлявших задержанных и описывавших их имущество. На их глазах бьют подростков 15 - 16 лет, детей еще. Бить таких, все равно что бить девчонок! А они даже не реагируют…

Когда я лежал на полу, я краем глаза видел, как какого-то человека, не знаю, был ли это мужчина или женщина, выносили на носилках. Человек не шевелился, я не знаю, был ли он живой".

В туалет ходили под себя

"В автозаке нас снова стали укладывать штабелями, живым ковром. Нам орали: "Ваш дом - тюрьма". Те, кто лежал на полу, задыхались от тяжести тел: сверху было еще три слоя людей", - рассказывает Никита.

"Просьбы об остановках, чтобы сходить в туалет, игнорировались. Нам просто предложили ходить под себя. Некоторые не выдерживали, ходили даже по-большому. И так мы и ехали в хлюпающих испражнениях. Когда нашим конвоирам становилось скучно, они заставляли петь песни, в основном гимн Белоруссии, и снимали это все на телефон. Когда им не нравилось исполнение, снова били. Когда один спел плохо, заставляли петь заново, ставили оценку, кто как спел. "Если вы считаете, что вам больно, так вам еще не больно, больно сейчас будет в тюрьме, ваши близкие вас больше не увидят", - говорили нам охранники".

Как писал "Апостроф", в Беларуси силовики ворвались в кафе, где избили и задержали работников - молодых мужчин.