АПОСТРОФ
Вызов для каждого фокусника –
свое шоу – иллюзионист Роман Бондарчук

"Апостроф" поговорил с Романом Бондарчуком о магии в реальном мире, международных съездах фокусников и «черных списках» казино
Его называют самым популярным и востребованным иллюзионистом Украины. Он может заставить исчезнуть трактор, подчинить своей воле предметы и прочитать ваши мысли.

Что ждать зрителям 15 апреля на вашем шоу в Киеве?

— Ждать классное иллюзионное шоу — 90 минут магии, чудес, сумасшедших трюков. Не станем раскрывать все секреты, которые будут, но мы в эту программу собрали все мои самые крутые, самые яркие, самые зрелищные трюки. В том числе и полет зрительницы из зала без подсадок. Кстати, в нашем шоу мы никогда не используем заранее подготовленных зрителей или какие-то договоренности. Поэтому работаем по чуть более сложной технологии.
— Будут новые трюки?

— Конечно. Как вы могли заметить, за последний год мы активно выступаем на разных площадках. Сейчас это будет самая большая — Октябрьский дворец. И в каждое шоу мы стараемся добавить 1-2 каких-то новых трюка. То есть ребята, мои технические помощники, предлагают какие-то новые идеи, и мы вместе смотрим, что можно взять.
Так программа еще в процессе разработки?

— Да, параллельно все время идет обновление старых и добавление новых трюков.
Расскажите, как Вы открыли в себе тягу к сверхъестественному? С чего все началось?

— Открыл и закрыть не могу до сих пор. Началось все с простого детского увлечения. Я увидел выступление иллюзиониста в школе, это был 1 класс. И проснулся такой огромный интерес: как это интересно, это нереально, это невозможно, хочу знать». В 9-м, если не ошибаюсь, классе, я увидел Дэвида Копперфильда и понял, что фокусы – это вообще круто. С тех пор начал увлекаться карточными фокусами, просиживать по многу часов в библиотеках в поисках раритетных изданий по различным трюкам. Потом уже, спустя многие годы, появился интернет, стало проще добывать новинки, а на тот момент информации не было, я собирал ее по крупицам. Так и делал первые шаги как фокусник, удивляя друзей, одноклассников и в первую очередь родителей.
Получается, Вы самоучка? Как такового учителя магии у Вас не было?

— На момент становления в профессии, конечно, не было. Я просто не знал вообще, где этому учат. То есть я слышал, что есть какие-то студии, профессиональные клубы, где фокусники друг другу показывают новинки, делятся нюансами. На постсоветском и советском пространстве фокусники, как правило, были из династий: отец обучал сына или дочь, и войти в династию в принципе не представлялось возможным.

Я закончил школу, поступил в киевский Политех, и в тот самый момент встретил в одном из торговых комплексов иллюзионистов. Это был фестиваль фокусников, таких же молодых, как и я, с такими же горящими глазами. Но уже вполне хорошо показывающих трюки. И они мне рассказали, что есть эстрадно-цирковая академия, где обучают на иллюзионистов. Сумасшедший конкурс, сумасшедше сложный отбор. Но в принципе туда попасть можно.

Сводили меня в цирковую академию, показали этот храм искусства, и с того момента я стал грезить только тем, чтобы поступить туда. А первоначально я, вы правы, самоучка. Уже после поступления в цирковое вместе со мной и надо мной работали волшебники-мастера.
Возможно ли получить высшее образование в сфере магии?

— Безусловно. Кстати, по-моему, в Украине это единственное место, где государство условно за свой счет обучает по классу иллюзии, манипуляции. У меня в дипломе так и написано «иллюзионист-манипулятор». В Европе, как я говорил, это студии, где ты можешь нанять профессионала, и он тебя обучит, поставит тебе номер, поможет, расскажет. Но это стоит сумасшедших денег. Чтобы выйти на приличный уровень, это, знаете, причуда для богатых детей. В России есть Московская цирковая академия, но там если есть педагог по фокусам, он тебя обучит. Если нет, то есть шанс, что ты станешь жонглером. То есть ты учишь все, а вот с фокусами — как повезет. Поэтому там в основном самоучки.

В Украине –уникальное образование: наше цирковое училище — очень концентрированное по знаниям, навыкам профессии место, откуда выходили иллюзионисты, занимавшие первые и вторые места на международных конкурсах, олимпиадах для фокусников.
А Вы придумываете собственные фокусы?

— Что-то свое придумать достаточно сложно. Например, с картами запатентовано порядка миллиона фокусов. Я уже не говорю об остальном. Это то, что зафиксировано. Чаще всего придумывают свою подачу фокуса. Ты можешь купить чей-то авторский трюк или права на его использование и уже сделать все под себя.

Фактически удивить новым фокусом достаточно сложно, особенно если у тебя Китай все быстро скопирует, продаст для всех, адаптирует под любые условия. И ты теряешь свою уникальность. Можно выиграть только за счет своей харизмы, то есть самосовершенствоваться, развивая при этом уникальную подачу трюка, адаптируя классический фокус под себя. И по ходу дела может оказаться, что ты еще и что-то свое придумаешь — новые технику, систему или вообще эффект. Но это достаточно сложно.

У меня есть несколько собственных фокусов, но их не так много — на фантазию тоже нужно время. Таким образом фокусников в принципе можно разделить на два вида. Один из них — это те, кто полностью все придумывает сам и старается это продать. Но они меньше выступают, а все «колдуют» по своим творческим мастерским.
— Все время в творческом процессе?

— Да. Вторые — те, кто все время выступает, но у них есть идея. А реализовать ее может уже кто-то другой или совместно.
У Вас была необходимость дополнительно изучать математику, физику или другие дисциплины для освоения новых фокусов и более глубокого их понимания?

— Знаете, такая ситуация смешная. У меня сейчас ребенку 14 лет, скоро 15. И он приходит со школы, и все время спрашивает: «зачем мне вот этот предмет, зачем этот?». Я в его возрасте говорил почти то же самое. В школе учил точные науки, в Политехе осваивал инженерную специальность. То есть я умею чертить, понимаю, как все происходит, читаю чертежи, схемы, разбираюсь в электронике, умею паять, мастерить своими руками. И сейчас уже понимаю: все, чем занимался в детстве, мне пригодилось. Например, я занимался танцами, имел даже призовые места в Украине. Плюс специальные предметы в цирковом.

Ведь в своем шоу ты тоже должен уметь хорошо двигаться, быть пластичным, комфортно чувствовать себя на сцене. Ты должен знать все детали номера по электронике, если у тебя в трюках какие-то предметы связаны со светом. Опять же пиротехника — что можно, а что нельзя. Когда делаешь какой-то трюк, ты должен нарисовать схему. Поэтому и образование в КПИ, и все приобретенные навыки чудесным образом сложились и пригодились. Потому как без них достаточно сложно дальше двигаться.
— Где Вы берете атрибуты для своих фокусов? Приходится мастерить что-то своими руками?

— На первых порах я что-то конечно делал, поскольку или негде было производить, или это было очень дорого. Стоимость, например, большого сценического трюка с разными технологичными приемами в Европе, Америке составлять около $10-15 тыс. Это за один эффект, который, как правило, длится на сцене до 3 минут. А в шоу таких фокусов должно быть хотя бы 10. Если чисто арифметически, то просто на трюки — уже $150 тыс. У нас в принципе можно сделать чуть дешевле — в этом плюс. Но ты должен досконально знать каждую деталь и знать, как с ней работать: пластмасса, металл, что как с чем взаимодействует.

Сейчас у меня есть своя мастерская, иногда обращаюсь к коллегам. В принципе, любой реквизит могу сделать сам, кроме сварить что-либо, каких-то технологических моментов. У меня на это просто нет времени — ты либо строишь, либо выступаешь, либо создаешь. Я — за шоу. А есть люди, с которыми совместно создаем новые иллюзионы.
А существуют магазины или базарчики с атрибутикой? Возможно, волшебный квартал, как в Гарри Поттере?

—В принципе да. Есть огромный кластер этой микромагии, мелких фокусов с картами, деньгами, монетами, всякие там «примочки», которые в принципе любой иллюзионист может для себя придумать. И большинство старается это продавать, что-то на этом зарабатывать. Есть магазины, где всевозможные трюки запатентованы. Тот же полет Дэвида Копперфильда и ряд его фокусов можно купить — даже если не он придумал, патенты за ним. В Китае, например, существуют не только волшебные кварталы, но и целые фабрики чудес. Ты можешь приехать и сказать «я хочу вот это, это и это». Конечно, не факт, что оно будет работать. Потому что Китай передирает, и очень жестко, несмотря на все патентные условия. В принципе это индустрия, в которой крутятся деньги, и большие деньги.
Если вернуться к фокусам, какой из всех Ваших номеров наиболее сложный и опасный?

— Для меня? Пожалуй, это «русская рулетка», когда стоит семь подставок, на одной из которых нож, все они накрыты колпаками, перемешаны. Возможно, вы видели, чем в Польше пару лет назад закончился этот трюк, выполненный непрофессионалом. Есть трюк, когда меня спиной кладут на металлический кол, и он меня «пробивает». Это очень сложный физически и достаточно опасный трюк, главное — что-то себе не сломать, не потянуть.
В процентном соотношении каков риск?

— Риск есть всегда. При этом существуют варианты страховки А, В, С. Мы с моей командой, хореографами всегда стараемся иметь какие-то запасные варианты. Если что-то идет не так, пробуем сделать иначе, смотрим по ситуации. Опять же, на пульте всегда сидит моя команда, очень часто супруга Светлана. Она собственно режиссер и продюсер предстоящего шоу. Поэтому все знают, как должно быть.
Бывали ли случаи, когда приходилось останавливать шоу?

— Нет, ни разу. Это, извините, только если умрешь на сцене. Бывало такое, что я резал руку в самом начале шоу, у меня в руке бокал взрывался. Но это не повод останавливать программу — люди потратили деньги, оказали тебе внимание, выбрали твою программу среди прочих вариантов провести свободное время. Поэтому ты обязан их удивить. Соответственно, ты просто что-то придумываешь по ходу дела.
— У Вас были трюки, которые зрители не оценили должным образом?

— Знаете, есть два вида зрителей. Одни сразу очень рьяно выдают свою реакцию — «как ты это сделал, расскажи, покажи». Иногда просто до смешного. Однажды мы делали один мега-трюк — исчезновение трактора на стадионе «Олимпийский». Среди гостей представления было достаточно много непростых. Так вот, во время трюка, когда исчез трактор, эти люди встали и пошли с телефонами на сцену искать трактор. Ни охрана, ни внутренняя охрана, ни мои ребята их просто не могли остановить. Они вошли в такой азарт!

Другие зрители сидят абсолютно спокойно и никак не реагируют — воспитание, статус, компания им не позволяют как-то проявляться. И до последнего не понимаешь, то ли оно их вообще не впечатляет, то ли повидали многое. А потом получаешь фит-бэк: «Это было очень круто, вообще нереально!».

Такое говорят о довольно спокойной немецкой публике.

— Не знаю, немецкая публика в варьете очень хорошо реагирует. Классно, очень ярко реагируют американцы, они понимают, что это фан и ничего не грозит. И они всегда не против повеселиться. У нас зрители ищут какой-либо подвох. Хотя иногда впечатляются настолько, что я сам не ожидаю. На выступлении в прошлом декабре во время одного из номеров мы произвели такое сильное впечатление, что выбежал руководитель компании, входящий в топ-20 самых обеспеченных украинцев, и говорит: «Стоп, остановите, это нереально, это не от мира сего, это что-то за гранью, чуть ли не от Бога». Мы ему некоторые секреты приоткрыли, подтвердили, что это фокусы. Он был в таком восторге — «как это фокусы могут настолько влиять на человека». С тех пор он наш самый преданный фанат.

— В одном из интервью Вы говорили, что зритель ждет не успешного выполнения фокуса, а скорее провала. До сих пор придерживаетесь такой мысли?

— Сейчас я уже меньше в этом уверен. Может, просто публика изменилась. Среди тех, кто приходит – неслучайные люди. Это зрители, которые меня знают или им интересен жанр. Но всегда в зале потенциально есть люди, которые ожидают чего-то такого. Конечно, традиционно люди знают, что фокусники — это профессионалы. Но все-таки — «ай, не до конца обманул». Но таких зрителей, кстати говоря, стало достаточно меньше. Появилась своя аудитория, принимающая правила шоу и игры, которые предлагаем мы с командой. Они в нем участвуют, и среди них нет какого-то «ай». Люди просто приходят хорошо провести время.

В повседневной жизни используете магию?

— Скорее юмор и хорошее настроение. Фокусы не часто использую, хотя если есть какая-либо предпосылка для этого или необходимость наладить контакт, например, при поселении в отель, в кафе, ресторане, если возникли какие-то нюансы в обслуживании, то я стараюсь как можно быстрее найти общий язык. А фокусы – это универсальный язык, позволяющий максимально быстро законектить абсолютно незнакомых людей между собой.

К одному из Ваших интервью была такая подводка: «За год во время шоу Романа Бондарчука пропал 1 трактор, возвращено 100 айфонов, подарено более 1000 роз и угадано более 80 пин-кодов от банковских карт». Интересен последний пункт...

— Есть такой у меня трюк — психологический эксперимент, не фокус. Имея огромный опыт общения с людьми, а это подчас сотни людей в месяц, ты начинаешь видеть, как человек мыслит, как он может подумать, посмотреть, что выбрать. У тебя появляется некое мнение, ощущение о человеке, даже если не знаешь его. И на этом основан один из экспериментов, когда я угадываю пин-код. А подводка… Возможно, кто-то посчитал, например, количество выступлений, где всем девушкам, которых вызываем на сцену, дарим те или иные презенты, в частности цветы.

Как Вы думаете, мошенники используют подобные трюки?

— Есть масса техник, позволяющих «снять» подобную личную информацию технически. Мы делаем это театрально и законно. А мошенники, о которых вы говорите, делают это всеми доступными способами — от дополнительной накладной клавиатуры на банкомат и элементарного подглядывания у банкомата до изощренного хакерства. Вот цели у нас разные, внутренние помыслы разнятся.

Вы проводите мастер-классы. Как люди объясняют свою цель обучиться магии?

— Сейчас мы уделяем этому меньше времени в виду очень плотной гастрольной занятости. А когда запускались, было скорее просто желание показать, как жанр развивается, какие существуют фокусы. Потому как фокусник – это современно, классно. Изначально мы думали, что на шоу будет большое количество детей. Но оказалось, их не более половины. Да, дети приходят — «я увлекаюсь фокусами, мне интересно, мне подарили сертификат (кстати, мы тоже дарим), я давно хотел попасть, я видел ваше выступление». Вот вам пять причин, почему к нам приходят дети. Или еще вариант: «Помогите, у меня ребенка на 8 Марта назначили иллюзионистом» — «В смысле?» — «Пришла классная руководительница и говорит: ты танцуешь, ты стихи читаешь, а ты будешь фокусником». И мамы хватаются за голову — выручайте. Мы им ставим какие-то несложные номера.

Взрослые приходят по разным причинам. Кто-то — чтобы улучшить свои навыки коммуникации. Кто-то —просто хотят удивить свою половину или компанию каким-то необычным навыком. Есть и те, кто просят с помощью мастер-класса презентовать продукты в продажах. То есть цели, с которыми приходят на мастер-класс, абсолютно различны. Поэтому каждый раз это открытие — с какой целью человек пришел на мастер-класс.


А Вы в целях эксперимента ходили в казино?

— Не успел.


— Интересно, есть ли «черные списки» иллюзионистов в казино?

— Есть, однозначно. Не знаю, как у нас — у нас же типа казино нет. А в США точно есть. В Вегасе, например, фокусники, микромаги особенно, могут входить в зал, но им не разрешено играть. Такова политика. Тем более Лас-Вегас — достаточно маленькое комьюнити, где в принципе быстро понимают, фокусник ты или иллюзионист, с какими-то навыками или без. Так что в казино я не был, но было бы интересно попасть, в Вегас по крайней мере.


Проходят ли международные съезды иллюзионистов для обмена опытом и знаниями?

— Вообще-то, существуют. Есть такая организация FISM — Международная ассоциация иллюзионистов, то есть фестиваль иллюзионистов а-ля Олимпиада. Она проходит раз в три года, и каждый раз в другом городе — Лондон, Пекин, Париж, Римини. Суть встреч — победа во многих номинациях конкурсов иллюзионистов и в свете этого повышение признания, имиджа. И плюс — возможно, какие-то контракты найти для дальнейшей работы, повысить свою стоимость как профессионала. У этого фестиваля есть президент, внутренние конкурсы, которые могут проходить раз в год в местных клубах. Но чтобы попасть на большую олимпиаду, нужна протекция со стороны местных иллюзионистов, более опытных, матерых. Мест на самой Олимпиаде не так много, а желающих попасть — тысячи. Это потрясающие 10 дней, когда ты практически не спишь, общаешься с коллегами, посещаешь мастер-классы, смотришь выступления. И все время новая и новая информация. Ты нагружаешь себя ею, а спустя какое-то время после фестиваля начинаешь ее осмысливать и уже куда-то пытаться применить.


Вы ездили?

— Я ни разу не был. Друзья ездили, очень многие. А я планировал несколько раз, но в силу каких-то различных обстоятельств у меня не получалось. Плюс, опять же, желательно в течение двух лет перед олимпиадой участвовать в конкурсах — прошлые заслуги не особо котируются. Поэтому конкурсом нужно заниматься — прокладывать себе дорогу, подгревать интерес к своему шоу.


— Существует ли фокус, который стремятся выполнить иллюзионисты всего волшебного мира?

— Есть, скажем, трюки, которые хотят включить в свое выступление многие иллюзионисты. Но в целом, мне кажется, планка для иллюзиониста – это свое большое шоу. Это как бы уровень, вызов, где все по-другому, когда у тебя есть команда, хореограф, свой свет и т. д. У меня сейчас команда около 12 человек, которые плюс-минус меняются, но костяк в принципе постоянный. Думаю, что вызов для всех – это свое шоу делать, содержать, окупать. И ты должен двигаться в этом направлении, иначе ты не развиваешься.


Напоследок — какая у Вас мечта? Являются ли фокусы средством ее достижения?

— Моя мечта – это все-таки свое шоу, которое в принципе уже готово.


А чем займетесь 16 апреля, на следующий день после шоу?

— Скорее всего, буду работать. Есть запросы на выступление. И безусловно станем готовиться сразу к новому шоу. Ведь каждый концерт — это всего лишь важное событие в череде других важных событий. У меня есть мечта запустить свое шоу в тур, чтобы показать, что украинские иллюзионисты такие же крутые, как и западные. И продемонстрировать свой взгляд на мир магии, на то, как мы видим современного иллюзиониста, каким должен быть жанр и в каком направлении он должен развиваться.


Беседовала: Анастасия Гребенникова
Фото в студии: Дарья Давыденко

Истоник фото: facebook.com / Roman Bondarchuk
Made on
Tilda