RU  UA  EN

четверг, 25 апреля
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.25
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Наказание Януковича или политические репрессии: что стоит за законом о заочном осуждении

Голосуя за закон, депутаты даже не видели текста документа

Голосуя за закон, депутаты даже не видели текста документа Игорь Луценко утверждает, что с помощью законопроекта №5610 можно будет осудить Януковича Фото: EPA/UPG

Верховная Рада проголосовала за изменения в Криминально-процессуальный кодекс Украины касательно заочного осуждения. Генпрокурор Юрий Луценко, который активно лоббировал принятие документа, заявил, что благодаря этому станет возможным заочное осуждение беглого президента Виктора Януковича. По сути депутаты приняли закон под одного человека, как это уже неоднократно случалось в стенах парламента, достаточно вспомнить «закон Савченко». Законопроект о заочном осуждении вызвал немало споров в обществе, против него выступили и активисты, и адвокаты, и правозащитники, говоря что он значительно нарушит конституционные права украинцев.

За что голосовали

Парламент отдал 252 голоса за законопроект "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования механизмов обеспечения задач уголовного производства" (№5610), принятие которого, несмотря на шквал критики со стороны общественности и правозащитников, активно лоббировал генпрокурор Юрий Луценко. К моменту голосования во втором чтении и в целом текст на сайте ВРУ отсутствовал, и позже выяснилось, что депутатам раздали лишь правки к законопроекту, а не текст документа.

Согласно заключению профильного парламентского комитета, законопроект предполагает направление повестки по последнему месту жительства или пребывания с обязательной публикацией в официальных СМИ Кабмина и на официальном сайте органа, которое осуществляет досудебное расследование. Таким образом, считается, что лицо надлежащим образом ознакомлено с повесткой о вызове. Также до 18 месяцев увеличивается максимально допустимый срок содержания под стражей для случаев, когда речь идет об особо сложных уголовных производствах. Кроме того, предусматривается возможность продления генпрокурором в случае необходимости проведения особых экспертиз срока досудебного расследования до 18 месяцев.

Во время обсуждения законопроекта в парламенте Юрий Луценко заявил, что в ходе подготовки документа ко второму чтению были сняты "наиболее чувствительные нормы", которые критиковали правозащитники, западные партнеры и депутаты. Также уже в зале он отметил, что норму о переговорах и сделках в рамках следствия с террористическими организациями стоит убрать. "Общество еще не провело дискуссию по этому поводу, я должен с этим согласиться", – сказал он. Тем не менее, учитывая, что правки вносились с голоса, непонятно, в каком виде законопроект был проголосован и будет подписан президентом, если Порошенко его подпишет.

Позже, общаясь с журналистами, генпрокурор заявил, что если бы нардепы в зале проголосовали за данный законопроект, то 800 дел заочного осуждения, которые находятся на стадии следствия в Генпрокуратуре, были бы закрыты. "И 190 дел, включительно с делом Януковича, министром обороны России Шойгу, включительно с десятками предателей, прокуроров, судей, депутатов Севастополя и Крыма, включительно с Курченко, Клименко, Табачником и другими членами преступной группировки Януковича были бы закрыты в судах», - апеллировал к критикам прокурор. Ранее, при принятии закона в первом чтении, Луценко говорил, что этот законопроект позволит передать в суд уголовные производства также касательно экс-главы МВД Виталия Захарченко, экс-директора департамента материального обеспечения МВД Павла Зинова, экс-командующего внутренними войсками Станислава Шуляка, экс-замминистра внутренних дел Виктора Ратушняка, экс-главы СБУ Александра Якименко, экс-премьера Николая Азарова, экс-генпрокурора Виктора Пшонки, экс-командира "Беркута" Сергея Кусюка, в также экс-первого заместителя главы СБУ Владимира Тоцкого.

Что будет в результате

Несмотря на заверения Луценко о том, что все противоречивые нормы документа были изъяты, после голосования поднялась волна возмущения не только среди активистов и правозащитников, но и среди юристов. Так, Национальная ассоциация адвокатов в своем обращении к ВРУ написала, что документ значительным образом нарушит конституционные права украинцев.

"Подозреваемые лица, вина которых еще не доказана, будут гораздо дольше держаться в СИЗО, часто в нечеловеческих условиях. Вместе с предложенным порядком исчисления сроков при объединении производств этим будут нарушены и разумные сроки уголовного производства, закреплены в статье 28 УПК и части третьей статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года. Затягивание расследования позволит держать лиц в неопределенном статусе подозреваемых в течение нескольких лет. Возможность бессрочного (пожизненного) действия разрешения суда на задержание лиц, как предполагают изменения в статьи 190 УПК, также является нарушением права на личную свободу и принципа юридической определенности, что является составным верховенства права", - говорится в заявлении. Также адвокаты отметили, что принятие этого законопроекта приведет к росту сфабрикованных дел с обвинительными приговорами, так как миллионы украинцев проживают не по месту своей официальной регистрации.

Как рассказал "Апострофу" адвокат Андрей Смирнов, принятие законопроекта ограничивает права граждан на защиту, презумпцию невиновности и непредвзятое расследование дел. "Мы усмотрели в принятом законе то, что Верховная Рада выделила из стадии досудебного расследования время, потраченное на ознакомление с материалами производства, в отдельную стадию, которая не учитывается и не входит в срок досудебного следствия, но фактически свидетельствует о создании искусственного механизма умышленного затягивания дел, причем в данном случае этот механизм может использоваться как недобросовестными адвокатами, так и органами досудебного следствия. Поэтому назвать этот закон таким, который приближает нас к европейским или к мировым стандартам защиты прав человека, сложно. В целом принятый закон в значительной степени сужает конституционные гарантии и права граждан на защиту, презумпцию невиновности и на непредвзятое и объективное расследование уголовных производств", - рассказал юрист.

Также Смирнов отмечает, что в принятом законе отсутствует определение критериев понятия неуважительности причин неявки к следователю. "Представьте ситуацию, когда человек уезжает заграницу в отпуск, в случае возникновения процессуальной необходимости, орган досудебного следствия доставляет повестку по известному органу адресу прописки человека, но при этом зная, что он находится заграницей. Разумеется, повестку это лицо не получит никоим образом. Но это дает основания для следователя посчитать причину его неявки неуважительной и объявить человека в розыск. Человек возвращается из отпуска и в аэропорту его приглашают сразу в суд, вероятно, для избрания меры пресечения, потому что человек, по мнению следствия, будет грубо уклоняться от следствия и от выполнения процессуальных прав и обязанностей. Это как вариант развития сценария", - комментирует адвокат. По его словам, в адвокатской среде сейчас обсуждается вопрос обращения в Конституционный суд с соответствующим представлением о признании принятого закона неконституционным.

Кроме того, юристы отмечают, что экс-чиновники смогут легко оспорить принятые по этому закону решения в европейских судах. И это касается даже тех дел, где объективно есть состав преступления.

Сам генпрокурор в ответ на критику заявил, что обычным украинцам нечего бояться, что закон был принят только для осуждения Януковича и его соратников. Правда, что будет с законом и как его можно будет использовать в случае смены генпрокурора — осталось за кадром. Депутаты, проголосовавшие за законопроект отмечают, что такую норму нужно применять не только к окружению беглого президента, но и к любым лицам, объявленным в розыск.

"Принятие закона о возможности заочного осуждения негодяев, которые выехали из Украины и не хотят возвращаться для правосудия - это не один шаг, это три шага вперед. Я вообще сторонник того, чтобы у нас действовала без ограничений возможность заочно привлекать к ответственности не только чиновников, но и любые лица, объявленое в розыск, которым дана возможность приехать в Украину и дать свои показания, но они не хотят возвращаться сюда для правосудия. Тогда они должна отвечать заочно", - рассказал нардеп от Народного фронта Антон Геращенко.

По словам политэксперта Тараса Загороднего, все сводится к тому, чтобы максимально упростить процесс взятия под стражу, продлить его, и все свести к тому, чтобы держать людей в невыносимых условиях СИЗО и выбивать у них показания.

"Это по сути внесудебные расправы в зависимости от того, какие цели ставят перед собой правоохранительные органы. У меня вопрос: если вы собираетесь судить именно Януковича, то ставьте тогда ограниченные действия этого закона, что на протяжении этого периода мы обещаем завершить следствие, и именно этих людей мы будем сажать, которых мы не можем достичь. Либо должен быть исчерпывающий перечень людей, по которым будет проходить следствие. Например, список высшего руководства Партии регионов либо те, которые сбежали, которых мы не можем достать. Но под шумок этого фактически проведены поправки, которые позволяют нашим доблестным правоохранительным органам судить людей по их усмотрению. В первую очередь там опасность в том, что объединяются дела и можно фактически бесконечно продолжать следствие и держать людей в СИЗО, и по 10 лет и по 15, то есть люди еще не осуждены, но уже сидят, учитывая, что и раньше у нас не особо обращали внимания на разные способы придерживаться прав человека, то тут, скорее всего, это будет продолжаться", - считает эксперт.

Загородний уверен, что с принятием законопроекта начнутся политические репрессии. "Фактически идет построение полицейского государства, и при отсутствии реального контроля со стороны судей это будет работать так, что фактически каждый гражданин будет под ударом, а это и политические репрессии, и все что с этим связано", - считает политолог.

По словам экспертов, закон должен быть ветирован президентом или, по крайней мере, изменен, чтобы не допустить злоупотребления данной законодательной инициативой. Но в такой исход мало кто верит, ведь закон кроме прочего позволит власти провести конфискацию имущества бежавших экс-чиновников с последующей непрозрачной процедурой его продажи, как, например, это сейчас происходит с имуществом ликвидированных банков.

Читайте также

Поиск "Патриотов": что НАТО пообещал Украине

Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба приехал в НАТО просить ЗРК Patriot, что ему ответили

Призрак Трампа: как НАТО пытается помочь Украине

На встрече глав МИД стран — членов НАТО вопрос Украины — главный на повестке дня