RU  UA  EN

четверг, 18 апреля
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.30
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Рейтинг городов: как местная власть тратит деньги и где лучше всего вести бизнес

В Киеве представят три онлайн-платформы с анализом финансового климата, бюджетов регионов и транспарентности городов

В Киеве представят три онлайн-платформы с анализом финансового климата, бюджетов регионов и транспарентности городов Исследования украинского бизнес-климата станут доступны широкой общественности Фото: УНИАН

В пятницу, 3 марта, в рамках совместного проекта Международного центра перспективных исследований и Института экономических и социальных исследований Словакии состоится презентация сразу трех информационных интернет-порталов: "Прозрачность 50 крупнейших городов Украины", "Прозрачность местных бюджетов " и "Региональная бизнес-среда в Украине". "Апостроф" выяснял, в чем уникальность этих интерактивных платформ, и как с их помощью можно улучшить качество управления и финансовое состояние регионов.

Желающим начать бизнес на Житомирщине стоит дважды подумать, ведь конкурентная среда в этой области развита даже хуже, чем в Донецкой, что делает регион одним из аутсайдеров по качеству ведения предпринимательской деятельности. Зато Днепропетровщина по этому показателю лишь совсем немного отстает от столичного региона, занимающего верхнюю позицию. В то же время по рейтингу прозрачности действий городской власти безоговорочное первое место у Сум, а у Киева только 22 из 50. По уровню открытости бюджетных процессов и общему финансовому состоянию лидирует Одесса, значительно опережая в рейтинге ближайшего конкурента – Полтаву.

Эти и десятки других уникальных индексов станут доступны широкой общественности благодаря масштабному проекту "Прозрачные, финансово здоровые и конкурентоспособные муниципалитеты в Украине", который осуществляют совместно Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) и Институт экономических и социальных исследований Словакии (ІNЕКО) при финансовой поддержке Официальной помощи в целях развития от Словацкой Республики (SlovakAid). Презентация проекта состоится 3 марта в Киеве при участии ведущих экспертов в сфере местного самоуправления, политологов, специалистов в области открытости общества.

Закрытые регионы

Если попросить любого отечественного эксперта назвать главные недостатки государственных структур власти, то помимо коррупции и популизма в первой пятерке наверняка окажутся непрозрачность и несистемность их работы. Это касается как центральных органов, так и местных властей, в частности городских и областных советов.

Власть в регионах любит очень много, часто и с удовольствием рассказывать о собственной прозрачности. В действительности же состояние дел с этим не столь радужное. Так, если говорить о крупных украинских городах, то максимальный индекс прозрачности для лучшего из них в этом отношении составляет всего 64%. Например, если задаться желанием найти в открытом доступе данные о динамике главных финансовых показателей конкретной области или города за последние годы, то сделать это вряд ли удастся. Подобная статистика просто не публикуется, или публикуется не в полном объеме. То ли у местных властей до этого не доходят руки, то ли они просто не хотят показывать данные из-за падения показателей на фоне предыдущих периодов, опасаясь возможной негативной реакции общества и обвинений в неэффективности.

Как бы то ни было, факт отсутствия этой информации в открытом доступе кардинально противоречит постоянным заявлениям об открытости и прозрачности. В то же время публичность подобных данных является критически важной для улучшения качества управления на региональном уровне.

Во-первых, это позволит обществу оценивать эффективность работы региональных властей и в случае необходимости требовать перераспределения ресурсов и усилий на более насущные проблемы. Во-вторых – подобная статистика является эффективным инструментом для выявления системных проблем в регионах для дальнейшего их устранения самими структурами власти.

Выйти из сумрака

Помочь решению вопроса с открытостью деятельности местных властей призван уникальный проект "Прозрачные, финансово здоровые и конкурентоспособные муниципалитеты в Украине", который реализуется Центром перспективных исследований (МЦПИ) совместно с Институтом экономических и социальных исследований Словакии (ІNЕКО) при финансовой поддержке Официальной Помощи в целях развития от Словацкой Республики (SlovakAid).

В рамках этого проекта в марте начинают работу три онлайн-платформы, на которых в максимально удобном виде будут отражены наиболее полные данные по следующим направлениям:

"Прозрачность 50 крупнейших городов Украины"

"Прозрачность местных бюджетов"

"Региональная бизнес-среда в Украине".

Индексы, представленные на портале "Прозрачность 50 крупнейших городов Украины", рассчитывались на базе методики Transparency International Словакия, которая использовалась в аналогичном исследовании для этой страны.

Главные особенности проекта - его масштабность, а также ориентированность на практическое применение. Каждая из трех платформ позволяет составить четкую картину по каждому из направлений, а также выявить наиболее острые проблемы в разрезе регионов и всей Украины.

Все, что вы хотели знать о местных бюджетах

Как рассказала "Апострофу" эксперт МЦПИ, руководитель проекта и его куратор в части "Прозрачность местных бюджетов" Ангела Бочи, особенную ценность этому направлению придает возможность отследить качество любого из бюджетных показателей региона в динамике.

"В процессе работы над направлением проекта "Прозрачность местных бюджетов" были проанализированы и систематизированы десятки тысяч показателей с 2010 по 2015 годы, полученных от местных казначейств. В результате вырисовалась четкая картина по всем важнейшим направлениям бюджетной политики для каждой области Украины и каждого областного центра. Очень важно, что, помимо возможности увидеть финансовое состояние каждого региона, наш проект имеет суто практическое применение. Данные здесь представлены в динамике, поэтому как местные, так и центральные органы власти могут очень просто отследить – какому из направлений региональной бюджетной политики на протяжении последних лет уделялось недостаточно внимания, и, соответственно, выявить необходимые точки приложения усилий", - объяснила эксперт.

Ангела Бочи также отметила, что важным подспорьем эти данные станут и для общественных активистов в регионах, которые отслеживают бюджетные процессы с целью предотвращения неэффективных шагов власти или проявлений коррупции.

"Теперь те цифры, которые либо вообще были скрыты, либо их приходилось в буквальном смысле "выгрызать" из местных властей, становятся доступны широкой общественности, причем не по отдельности, а с возможностью анализа их вместе с другими показателями. Это дает в руки общественников возможность влиять на власть, как это принято в демократических странах, чтобы заставить ее активизировать работу по тому или иному вопросу", - подчеркнула эксперт.

Она также добавила, что индекс прозрачности местных бюджетов будет обновляться на постоянной основе, в частности данные за 2016 год будут размещены на портале уже в ближайшее время, как только казначейства представят соответствующую информацию.

Нужно больше прозрачности

В свою очередь руководитель направления "Прозрачность 50 крупнейших городов Украины" и эксперт МЦПИ Вероника Харук обратила внимание, что проведенное исследование однозначно говорит о недостаточной открытости местных властей перед обществом. Такая ситуация, помимо невозможности объективно оценивать действия местных органов управления (информация о таких действиях очень часто просто отсутствует), несет в себе существенные риски для дальнейшей реализации реформы местного самоуправления.

"Реформа - это априори процесс, который предполагает максимальную открытость. Иначе существует риск принятия тех или иных неверных решений участниками этого процесса. Но о какой прозрачности сегодня можно говорить, если только 58% городских голов в крупнейших украинских городах, ставших объектами анализа, опубликовали на сайтах горсоветов свои декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера? Или другой пример: только пятая часть горсоветов публикует на своих сайтах данные с результатами конкурсов о продаже или передаче в аренду коммунальной собственности. Не слишком оптимистичные данные и с публичностью в земельной сфере. Впрочем, в ходе подготовки данных мы столкнулись и с более впечатляющими фактами. Так, оказалось, что 3 из 50 проанализированных сайтов городских советов до сих пор не имеют украинской версии. Результаты сбора и анализа подобной информации в 9 основных сферах исследования нашли отражение в финальном рейтинге.

То, что у победителя нашего рейтинга, города Сумы, индекс прозрачности составляет лишь 64%, по моему мнению, говорит о недостаточной работе в этом направлении на местах и по стране в целом. Однако, онлайн-платформа "Прозрачность 50 крупнейших городов Украины", среди прочего, содержит ряд рекомендаций для повышения уровня прозрачности местных советов. Таким образом, наш проект позволит более четко обрисовать проблему, выявив наиболее важные просчеты по обеспечению прозрачности в действиях городских советов в каждом из 50 крупнейших городов Украины и применить предоставленные рекомендации для улучшения ситуации", - отметила эксперт.

Где строить бизнес

Руководитель платформы "Региональная бизнес-среда в Украине", эксперт МЦПИ Василий Поворозник рассказал "Апострофу", что у данного направления есть три ключевых аспекта практического применения. Во-первых, это возможность оценить эффективность местной власти по тому или иному направлению в сфере развития бизнес-климата.

Во-вторых, эта часть проекта отражает объективную картину по большинству ключевых показателей региональной деловой активности (их насчитывается более сотни), что позволяет сложить представление о сильных и слабых сторонах каждой из областей. Это может помочь проводить более правильную экономическую политику развития регионов.

И, в-третьих, рейтинг региональной бизнес-среды содержит важные индикаторы для инвесторов, которые собираются вкладывать средства в тот или иной регион.

"Проще говоря, любой инвестор, отечественный, или зарубежный, который готовиться начать бизнес в конкретной области Украины, воспользовавшись нашей платформой, сможет сразу же предварительно оценить риски и конкурентные преимущества региона. Или, наоборот - руководствуясь индексами, выбрать наиболее удачную область для конкретной сферы деятельности. Например, для инвестиций в строительство заправочных станций будут важны показатели плотности дорог, а для экологического производства – показатели выбросов загрязняющих веществ", - пояснил эксперт.

Как отмечают создатели проекта "Прозрачные, финансово здоровые и конкурентоспособные муниципалитеты в Украине", аналогичный проект доказал свою эффективность в Словакии, где используется не только как средство контроля действий местных властей со стороны общества, но и как инструментарий для выявления системных проблем в регионах и поиска путей их решения. В связи с этим не исключено, что три существующие интерактивные платформы могут быть расширены новыми модулями, например – с анализом уровня прозрачности областных советов в Украине.

Читайте также

Запорожье осталось без облсовета: что происходит и причем тут коллаборанты

Верховная Рада не распустила Запорожский облсовет, но отобрала у него все полномочия

Если не придет украинский закон на деоккупирован­ную территорию, то придет суд Линча – экс глава Луганской ВГА

Сергей Гайдай рассказал страшные детали о жизни украинцев в оккупации на Луганщине и влиянии выборов Путина на регион

Рейтинг городов по абсолютным и относительным показателям помощи ВСУ

Опубликована подробная статистика относительно помощи Вооруженным силам и другим силам обороны местными властями