10 декабря в польском приграничном городе Перемышль состоялся молодежный националистический "Марш орлят перемышльских и львовских", который проходил при поддержке одиозного местного мэра Роберта Хомы. По информации экспертов, господин Хома выступает за обострение отношений между Украиной и Польшей. "Марш орлят" также получился скандальным. В ходе шествия звучали экстремистские лозунги "Смерть украинцам", "Смерть бандеровцам", "Перемышль и Львов - польские навсегда". Антиукраинские настроения в Польше активно поддерживаются Кремлем, но с другой стороны, на них есть запрос и в польском обществе, в котором значительно вырос уровень ксенофобии.
В последнее время в странах ЕС начала распространяться мода на национализм. Известные европейские социологи и политологи заговорили даже о возможном откате Европы от идей демократии и толерантности. И в данном случае Польша не является исключением. По сообщениям польских СМИ, за последние 5 лет в Польше значительно вырос уровень ксенофобии. Это является не только результатом миграционной политики ЕС, системы распределения социальных благ, потери национального суверенитета в пользу европейских институтов, бюрократии со стороны Брюсселя, но и обуславливается другими факторами, которые очень болезненно воспринимаются польскими гражданами.
Так после 2005 года отдельные политики начали акцентировать внимание на достаточно болезненных темах в украинско-польских отношениях. В частности, полякам откровенно не нравилась героизация ОУН-УПА в Украине, в ходе которой начали набирать политический вес украинские националистические партии. В 2012 году та же "Свобода" отпраздновала весомый электоральный успех, впервые заведя в парламент крупную националистическую фракцию. Усиление позиций украинских националистов во многом послужило толчком для самоорганизации отдельных маргинальных польских националистических группировок, которые начали демонстрировать ненависть к украинцам, осквернять памятные для них места, исповедуя ксенофобию. В последние несколько лет можно вспомнить достаточно много примеров того, как в Польше по национальному признаку избивали или калечили приехавших на заработки украинцев. Недовольство, связанное с героизацией ОУН-УПА, умело подогревалось московскими пропагандистами и агентами влияния.
К счастью, пока проявления ксенофобии имеют ограниченный характер. В последнее время они активизировались среди футбольных фанатов, которые, как известно, также позиционируют себя как радикальные объединения. Люди, путешествующие по Варшавской трассе, могут заметить, как после каждого футбольного матча с участием поляков и украинцев на заборах или остановках вдоль дороги появлялись польские экстремистские лозунги и обращения. А молодежный "Марш орлят перемышльских и львовских", который 10 декабря состоялся в Перемышле, является показательным не только для украинцев, но и для самих польских властей. Ситуация в этом городе уже демонстрирует наличие польско-украинского напряжения в местных масштабах.
В данном случае, существует очень много вопросов к мэру Перемышля Роберту Хоме. Многие польские эксперты и даже дипломаты в частных беседах отмечают, что Хома выступает за эскалацию и обострение польско-украинских отношений. Эксперты также не исключают, что мэр сотрудничает с российскими спецслужбами, имеющих на него некий компромат. Кроме того, в Польше считают, что многие польские ультрарадикалы вообще финансируются из Кремля, которому выгодно подогревать польско-украинскую ненависть. К тому же, Перемышль как возможная точка дестабилизации избран не случайно, ведь это трансграничный город, с которого очень легко распространять слухи о росте ненависти между поляками и украинцами. Поэтому польские власти сами обеспокоены всплеском радикально-националистических настроений среди молодежи. Несмотря на свою малочисленность, эти группы очень организованы.
Политическая поддержка праворадикальных движений в Польше будет дальше расти. Сейчас польские радикалы выступают за устранение из польского пространства других наций, в том числе украинцев, которые, по их мнению, отбирают у местных жителей зарплату, работу и жизненное пространство. В любом случае, такая ситуация приведет к тому, что украинцы, находясь в Польше, не смогут чувствовать себя в безопасности.
Впрочем, важно понимать, что кроме возможной поддержки таких радикалов со стороны Москвы, все-таки существует и польский запрос на подобные идеи. Пока польские ультраправые националисты маргинализированы, но все же существует большая вероятность того, что эти идеи пройдут такой же путь трансформации, как и в Украине. Ведь сначала украинских националистов, которые организовывали факельные шествия, никто серьезно не воспринимал, но после 2012 и 2014 годов ситуация поменялась.