RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

В Европе сделали важный шаг против России, а Донбасс нужно освобождать только целиком

Замминистра о завершении АТО и российской оккупации

Замминистра о завершении АТО и российской оккупации Фото: EPA/UPG

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц ЮРИЙ ГРИМЧАК рассказал "Апострофу" о завершении антитеррористической операции на Донбассе и начале Операции Объединенных сил, признании Парламентской ассамблеей Совета Европы российской оккупации ОРДЛО, перспективности плана постепенного освобождения городов на Востоке Украины, предложенного министром внутренних дел Арсеном Аваковым, законе о коллаборантах и ситуации вокруг украинского острова Тузла.

О завершении АТО и переходе к Операции Объединенных сил

Антитеррористическую операцию, согласно действующему законодательству, проводил Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины во главе с первым заместителем главы СБУ. Хотя уже примерно год на линии разграничения остались только военные части, Национальную гвардию вывели на вторую и третью линии, и войну сегодня ведут фактически военные, юридически все распоряжения идут через Антитеррористический центр. Это на сегодня, оказывается, лишнее звено. Причем сам глава СБУ [Василий] Грицак говорит: "Наши офицеры не имеют достаточных знаний для организации военных действий, они специалисты по другому: борьба с терроризмом, перехват ДРГ, агентура". И поэтому на сегодня мы фактически вернулись к тому, что должно быть. Мы упростили управление войсками. На сегодня военные являются главными, командует Объединенными силами генерал [Сергей] Наев, и фактически все подразделения, в том числе Службы безопасности, Национальной гвардии, Национальной полиции и Вооруженных сил, подчинены этому Объединенному штабу.

Что изменится для гражданских

По большому счету ничего не изменится, единственное – во время проведения Операции Объединенных сил возможны какие-то ограничения в отношении передвижения, возможно, в каких-то местах будет более жесткий режим проверки: кто передвигается, когда, с какой целью. Возможно, частично будет тяжелее работать журналистам или блогерам. Почему? Потому что у нас довольно часто были утечки информации о перемещении войск, о подготовительных действиях и так далее. Но с точки зрения формальностей это никоим образом не повлияет на законопослушных граждан.

О признании ПАСЕ российской оккупации Донбасса

Ранее ОРДЛО в документах именовались территориями, которые не контролирует правительство, а сегодня написано, что это оккупированная территория, и контроль осуществляется Российской Федерацией. То есть это прямое признание оккупации этих территорий Российской Федерацией. И это достаточно серьезно.

Это не даст эффекта освобождения завтра. Но последние несколько лет они сомневались в том, что в ОРДЛО все же есть российские войска. Сегодня так сложилась ситуация, что Европа это признала. Это же не одного дня дело. В начале 2017 года генеральный прокурор привез огромное количество документов в прокуратуру Международного уголовного суда в Гааге, который рассматривает то, что происходит в ОРДЛО и в Крыму. И только, кажется, в ноябре 2017 года в выводах прокуратуры было признано, что военная агрессия Российской Федерации началась в феврале 2014 года в Крыму, а в июне 2014 года на Донбассе. Это было первое признание того, что Российская Федерация ведет боевые действия на нашей территории. А сейчас уже и ПАСЕ это признала, это серьезно.

О плане Авакова по освобождению Донбасса

Если будет принято решение Совета безопасности ООН [о введении миротворцев на Донбасс], которое сможет обойти вето Российской Федерации (или [это будет сделано] каким-либо другим путем, потому что есть и другие пути), то нет смысла освобождать территорию частично.

Из того, что мне видится, есть смысл в разной скорости интеграции освобожденных территорий в правовое поле Украины. То есть выборы в местные органы власти, например, в Шахтерске можно будет провести через три или через пять месяцев, а в Горловке – через два или шесть. Это будет зависеть от того, как быстро будут разоружены боевики, как быстро будет установлена безопасность на этих территориях. Когда был освобожден Славянск после трех месяцев оккупации, еще в течение года сотрудники Службы безопасности, Национальной гвардии, Национальной полиции чистили город от остатков диверсантов, которых там нарочно оставили, от оружия, которое там было спрятано. И хотя сейчас там более-менее безопасная ситуация, но и до сих пор находят оружие и боевиков, которые там скрываются.

Но частично освобождать я не вижу смысла. И еще один момент: я не верю в то, что, если мы построим в Горловке "город-сад", это каким-то образом повлияет на людей, которые живут в Шахтерске. Так, например, есть Северная и Южная Корея, и уровень жизни в Южной Корее существенно выше, но это никоим образом не меняет того, что уже третий Ким руководит КНДР.

О законе о коллаборантах

У меня большие сомнения по этому поводу. Все время мы идем по лезвию, с одной стороны, имея необходимость обеспечить безопасность страны, а с другой стороны, сделать так, чтобы это не ухудшило права людей.

И сам закон о коллаборации – это довольно интересно. Я сам себе задаю такой вопрос: какой уровень коллаборации, например, у директора школы? Или у врачей? "Любимая" моя фракция в нынешней Верховной Раде "Самопомич" предлагала наказывать работников библиотек и тех, кто работает в детских садах. Да, они фактически получают деньги от оккупанта, но, честно говоря, разве это тот уровень коллаборации?

Мне кажется, что такое решение будет не очень хорошо принято многими нашими союзниками, потому что там права людей – это достаточно серьезно. Кроме того, у нас есть закон об освобождении от ответственности людей, которые принимали участие в событиях в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Он был принят в 2014 году, но до сих пор не введен в действие, хотя одним из пунктов Минских договоренностей было именно это. Там есть перечень тяжких и особо тяжких статей Уголовного кодекса Украины, на которые этот закон не распространяется, то есть за которые люди должны нести ответственность. Все остальные, кто сотрудничал с оккупационной администрацией, просто появляются, пишут, условно говоря, признание и после этого освобождаются от ответственности. Мне кажется, что если десятки тысяч людей, которые сегодня получают деньги от оккупационной администрации, проверять на уровень коллаборации – ну мы просто утонем в уголовных делах. Смысла в этом я не вижу.

О "передаче" острова Тузла России

На сегодня надо понимать несколько вещей. Украина как независимое соборное и самостоятельное государство существует с 1991 года в границах, которые были признаны всем миром, и Российской Федерацией также. Российская Федерация существует как независимое государство тоже с 1991 года, ее границы были признаны, в том числе договором о сотрудничестве между Украиной и Россией. Согласно этим договорам, Крым – это Украина и Тузла – это Украина. Так как я уже слышал попытки рассказать, что в свое время, во времена Хрущева или Брежнева, Аллах его знает, как это было, но приняли решение о передаче острова Тузла, и это якобы было незаконно. Послушайте, меня это не интересует. И мою страну тоже. У нас есть общепризнанные границы. У нас есть договор (между прочим, этот договор до сих пор размещен на сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации, он действующий, он является законом для Российской Федерации), согласно которому Крым и как составная часть Крыма и всей Украины остров Тузла – это украинская территория.

Согласно нашему законодательству, любые действия, совершенные оккупационными администрациями, неправомерны. Все, что они там делают, честно говоря, нам не очень интересно, потому что это оккупированная территория, а остров Тузла должен вернуться, как и Крым, в состав Украины. А все, что они кому-то там передают, не имеет значения.

Полный текст интервью читайте на "Апострофе" в ближайшее время.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства