RU  UA  EN

Вівторок, 5 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Бізнес

Всё на дом: как украинский бизнес выживает во время карантина

Бизнес остался с карантином один на один. Как ему удается выживать?

Бизнес остался с карантином один на один. Как ему удается выживать? Фото: Getty Images

Карантинный кризис ощутимо ударил не только по здоровью общества, но и по его карману. Большинство предприятий сферы услуг, рестораны, кафе, различные заведения сферы развлечений, спортклубы, творческие и образовательные мастерские - терпят убытки. Но вот что интересно: даже в нынешние непростые времена многие из них демонстрируют заботу о клиенте. Ведь карантин когда-то закончится, а доброе имя позволит поскорее выйти из его последствий. "Апостроф" поговорил с представителями самых разных сфер "контактного" бизнеса, чтобы узнать, как они выживают в условиях карантина, какие проблемы беспокоят больше всего, и какую помощь они сейчас ждут от государства.

Ресторанный бизнес и кафе: доставка решает, но не для всех

Больше всего повезло тем заведениям, чья бизнес-модель была сразу заточена на дистанционные сервисы. Таким, к примеру, как заведения сети пиццерий "Veterano".

"Большинство наших пиццерий и заведений, работающих по франшизе - в Мариуполе, Борисполе, Кривом Роге, Одессе и Киеве, - были изначально ориентированы на доставку пиццы клиентам. Так что, в принципе, после введения карантина даже мы ничего из основных наших процессов не меняли. Конечно же, очень многое изменилось с точки зрения безопасности и санитарных мер: они стали гораздо более жесткими. Так, у нас была введена услуга бесконтактной доставки. Одновременно мы обеспечили наших курьеров всеми возможными средствами защиты: перчатками, масками, средствами дезинфекции. Сейчас еще ожидаем очки. Мы также постоянно используем в работе антисептики, пакеты для налички, проводим кварцевание помещений и упакованных продуктов", - рассказал "Апострофу" о нынешнем состоянии дел сооснователь пиццерии "Veterano" Богдан Чабан.

После введения карантина "Veterano" пришлось закрыть для посещения посетителями два основных зала пиццерии на улице Софиевской в Киеве. Однако связанное с этим падение оборотов компенсировали увеличением количества доставочной пиццы.

"В целом, что касается объемов доставки, то сейчас у нас рост примерно процентов на 20. Единственное, что заметил - очень сильно влияет информационное поле. Каждый раз, когда в эфире появляются какие-то панические заявления, обращения от представителей власти, начинается проседание. Все-таки, слишком эмоционально наши люди реагируют на подобные вещи", - отмечает Чабан.

Что касается персонала, то владельцам "Veterano" одним из немногих удалось не только сохранить каждое рабочее место, но и запланировать увеличение оплаты.

"Абсолютно всех людей и все их зарплаты мы сохранили. Более того - сегодня мы планируем вводить определенные доплаты в связи с ситуацией. Кроме того, мы полностью обеспечили систему доставки персонала. Конечно, это дополнительные расходы, но мы должны были на них пойти в целях безопасности наших сотрудников", - объяснил совладелец "Veterano".

В то же время, нужно отметить, что процент заведений, ориентированных на доставку, в Украине невелик. Львиная доля ресторанов и кафе получали основную прибыль именно благодаря обслуживанию клиентов в залах. И многие из таких заведений (а заодно и их сотрудники) сегодня находятся если не в критической, то близкой к таковой ситуации. Конечно же, рук они стараются не опускать, веря, что вызванный эпидемией кризис удастся преодолеть. Однако, вынуждены идти на достаточно сложные шаги.

"Доставка у нас, конечно же, осталась. Но сказать, что она рвет все рекорды, нельзя. При работающих ресторанах она не занимала большую долю - работающий ресторан был основным бизнесом, а доставка дополнительным сервисом. Если сравнить обороты работающего ресторана и доставки - то она никогда не была больше 20%, а обычно даже 10-15%. Причем на сегодняшний день ее объемы не выросли, а остались примерно на том же уровне", - делится с "Апострофом" маркетинг-директор USGHolding Виталий Шадчнев.

В холдинг, в частности, входят такие известные заведения и сети, как "Сушия", il Molino, Buddha-bar, CITY•ZEN, TBILISO, Sam’s Steak House и прочие. Сегодня большинству этих заведений приходится очень сложно. Ведь даже для организации доставки - нужно запускать практически весь ресторан. А это значит - плата за электричество, обеспечение трансфера сотрудников, вопросы аренды.

Что касается сотрудников, то с введением карантина 17 марта значительной части ресторанного персонала пришлось написать заявления на отпуск за свой счет на 2 недели.

Прибыли бизнес сегодня не приносит, и из разговора с Шадчневым заметно, что вопрос, как быть с незадействованным линейным персоналом, его тревожит, наверное, больше всего.

"Люди могут продержаться без работы, ну, пусть 2 недели. Может месяц, если у них есть сбережения. Но полтора - уже не смогут. Уволить? Можно, но вы же понимаете, что все они - наша команда. И это был бы очень болезненный для нас шаг. Поэтому пока мы пока не готовы это делать. Кроме того, в Киеве в отличие от Европы, хороших специалистов нашей сферы, не так уж много. Поэтому, пока думаем, как поступить", - рассказывает ресторатор.

Если подобные сложности испытывает холдинг, рестораны которого имеют многолетнюю историю, то что говорить о меньших заведениях. Однако и они в сегодняшних условиях делают все возможное, чтобы не только сохранить и поддержать сотрудников, но и удержать клиентов.

"На сегодняшний день нам удалось никого из нашего персонала не сократить. Зарплаты, вернее ставки оплаты, пока также остались на прежнем уровне. Конечно, нам пришлось сократить для части персонала количество рабочих часов. Кроме того, некоторые из людей просто вынуждены оставаться дома - у них дети, которых просто не на кого оставить. Но они не сокращены, а, скажем так, считаются в отпуске. Как и некоторые из официантов, уехавшие, например,к родителям в другой город - из-за карантина они просто физически не могут находиться на работе", - рассказывает основатель киевского Spelaya Kanareyka Алексей Карпов.

Кафе также существенно выручает доставка, которая, по сути, является единственной возможностью организовать оборот. У заведения сложилась определенная репутация, так что немало постоянных клиентов стараются поддержать его во время карантина, заказывая еду именно здесь.

Как и в других заведениях, особый упор вкафе Spelaya Kanareyka - на строгом соблюдении санитарных норм.

"Все повара находятся как под нашим контролем, так и внутренней дисциплиной. Сама же наша еда отправляется в двойной упаковке - кроме пакета, с которым контактирует доставщик, внутри еще одна упаковка, которую вскрывает уже сам клиент", - рассказывает Карпов.

О перспективах владелец Spelaya Kanareyka говорит со вздохом. Пока держаться удается, но ситуация становится сложнее с каждым днем.

Если кафе, имеющие возможность организовать доставку, кое-как удается держаться на плаву, то совсем небольшим заведениям - вроде уличных кофеен, пирожковых, продавцам шаурмы приходится совсем туго. Все они закрыты, сотрудники отправлены в отпуск, а владельцам кроме убытков похвастаться нечем. Некоторые из подобных точек продолжают работать "из-под полы", однако это скорее единичные случаи. Ведь штрафы за нарушения - очень серьезные.

Здоровье онлайн

Помимо заведений питания, в кризисе сегодня находятся и популярные у украинцев спорт- и фитнес-клубы и оздоровительные центры. Однако и они в условиях карантина стараются предоставлять своим клиентам возможность организовать упражнения для поддержания здорового образа жизни.

"В наших фитнес-студиях есть три главных направления, которые, по сути, мы постарались переформатировать в онлайн-режим, - рассказывает "Апострофу" Ярослав Сойников, соучредитель сети фитнес-студий hiitworks. - Это тренировки, комплексные программы, челленджи и индивидуальные занятия с тренером".

Что касается ситуации с персоналом фитнес-студий, то, по словам владельца, она достаточно сложная. Ведь основной заработок тренеров формировался как раз из оплаты фитнес-услуг. "Наши сотрудники зарабатывали себе на зарплату фитнес-услугами. Когда начался карантин, команда сработала мгновенно, и мы уже смогли перевести услуги в онлайн-формат. С первых дней запустили бесплатные онлайн-тренировки в соцсетях, а недавно выстроили на сайте и платную онлайн-студию. Теперь любой человек, не выходя из дома, может подключиться к групповой тренировке, посетить индивидуальное занятие или пройти челлендж с командой. Постоянные клиенты поддержали нас, мы смогли привлечь и новую аудиторию. Но конечно, онлайн не идет ни в какое сравнение с тем, что мы зарабатывали, когда в Киеве функционировали 8 наших студий. Сохранить полноценную зарплату в таких условиях невозможно. Подозреваю, что подобная ситуация затронула практически все сферы услуг", - отмечает Сойников.

Владелец сети фитнес-студий говорит, что оценить спрос и эффективность для его бизнеса именно онлайн-сегмента пока довольно сложно. "Мы понимаем, что наши клиенты оказались в непростом положении, им некуда пойти тренироваться. А сам по себе сдвиг в ежедневных привычках - большой стресс. И, конечно, одно из лучших лекарств от любого стресса - это физические упражнения, с которыми мы готовы помочь. То есть, мы понимаем, что спрос на наши услуги в нынешней ситуации есть. Но как его использовать лучше, в интересах клиентов и в интересах бизнеса, мы пока изучаем. В любом случае, важно подавать нашей аудитории пример и не опускать руки", - рассказывает Сойников.

Кина не будет?

Еще одним сегментом, которому существенно навредит карантин, являются представители разного рода визуального искусства - от владельцев и работников кинотеатров, театров, до организаторов и участников концертных выступлений. Конечно же, с точки зрения потребителя ситуация выглядит не такой уж критичной - вездесущий интернет позволяет насладиться фильмами, театральными постановками и выступлениями артистов онлайн. Однако с точки зрения бизнеса простой - это действительно катастрофа. Ведь владельцы среднего кинотеатра могут ежедневно терять, учитывая обязательные расходы, сотни тысяч гривен. А что говорить о собственниках больших помещений, вроде концертных залов и театров? А связанных бизнесах?

Во время карантина не зарабатывают и артисты. В этой связи довольно странной выглядит издевательская реакция обывателей, которую иногда можно встретить в социальных сетях. Мол, разжирели, пусть сейчас помучаются. На этот момент обратил, в частности, внимание известный шоумен Сергей Притула.

"У нас в стране действительно немного сложно с критическим мышлением и пониманием того, что такое шоу-бизнес и с чем его едят. Развлечения (в том числе, туристическая отрасль, хоть сейчас и не о ней) - это действительно то, без чего люди могут обойтись. Ну, по крайней мере, некоторое время. Или навсегда. Однако, беспокоит сам факт восприятия отрасли в воображении определенной прослойки граждан. Итак, есть представление о некоем коллективном "артисте", который ничего не делает, зарабатывает миллионы, не платит налоги, пользы от него государству - ноль. Его не жалко! Хаааахахаааа, так вам и надо, гламурные "выпендрьожники"! Никто вашего исчезновения и не заметит. К сожалению, друзья, это будет заметно. Потому что наша отрасль - это не только артисты. Собственно, артисты, хотя и являются локомотивом процесса, но стоят в конце списка тех, кто зарабатывает в отрасли. Потому что сначала зарабатывают все остальные, а то, что остается, зарабатывает "артист", - поясняет Притула.

И приводит в пример десятки бизнесов, в которых задействованы тысячи людей, которые теряют деньги от того, что артисты сегодня на карантине.

К слову, многие артисты и даже целые театры - сегодня также стараются порадовать зрителя выступлениями онлайн. В сети можно встретить самые разные анонсы на этот счет, как, к примеру, инициатива "Театр на вынос".

Бизнес в сфере досуга и некоммерческий сегмент

Заставил карантин задуматься о переходе в онлайн и представителей остальных, ранее в основном "контактных", бизнес-направлений.

Так, "Апостроф" поинтересовался, как сегодня работают распространители лотерей. Ранее люди покупали билеты в основном в пунктах распространения, и сейчас, отмечает президент оператора государственных лотерей "М.С.Л." Георгий Ложенко, лотереям, как и прочим "социальным" бизнесам, приходится сложно. Однако они сумели перестроить его, переведя его в онлайн.

"Сейчас, в условиях, когда украинцам рекомендуют ограничить передвижения, а все, что только можно, закрыто на карантин - нам непросто. Но лотереи - это о способности людей договориться между собой. А еще лотереи - это об ответственности. И если мы все вместе договорились, что не хотим повторения итальянских событий в Украине, то безответственно эти договоренности игнорировать. А оператор государственных лотерей "М.С.Л." всегда был и остается ответственной компанией", - поясняет Ложенко логику принятых решений.

По сути, сегодня все сервисы оператора - начиная с покупки билетов любой из лотерей, которые проводит оператор, заканчивая выплатой выигрышей - доступны дистанционно.

"Мы рекомендуем нашим клиентам лишний раз не выходить из дома. Поэтому позаботились о том, чтобы все наши сервисы в том числе - и получение выигрышей - были доступны на нашем сайте MSL.ua", - отметили в компании.

А вот парк отдыха или детский развлекательный центр в онлайн, к сожалению, не переместить. По словам Виталия, сотрудника одного из главных киевских парков, сегодня весь его персонал пребывает в подвешенном состоянии - ведь их отправили в неоплачиваемый отпуск без каких-либо внятных перспектив на ближайшее месяцы. То же самое рассказывают "Апострофу" и сотрудники коммерческих детских площадок.

Ударил карантин и по некоммерческим творческим студиям, деятельность которых была построена, в основном, на живом общении их посетителей.

"Тот же мастер-класс в онлайне организовать достаточно сложно, ведь главным для нас было живое общение", - рассказала "Апострофу" арт-директриса студии Papaykalab Алина.

Студия, резиденты которой занимались, прежде всего, музыкальным образованием и творчеством, сегодня также ищет пути реализации в онлайне.

Вопрос аренды: все будет хорошо?

Одной из главных проблем, о которой говорили все опрошенные "Апострофом" представители бизнеса, является вопрос аренды. Ведь ее стоимость является одной из самых существенных статей расходов для такого рода бизнеса. При этом преимущественное количество заведений арендуют площади у частных лиц, которые довольно неохотно идут на уступки в вопросах исключения арендной стоимости на этот период.

"Основная масса помещений, в которых размещены рестораны, находится в частных руках. Такие арендодатели не слишком идут на встречу. Понятно, что там, где есть доставка, мы торгуемся, предлагая оставить аренду в размере 10, 15, максимум 20 процентов - ведь мы все равно используем не все помещение. Там, где нет - стараемся договориться об оплате только коммунальных платежей. Но пока еще уверенно никто не сказал - мол, да, мы все понимаем", - отмечает Виталий Шадчнев.

Схожая ситуация и у "Veterano": "По всем локациям ведутся переговоры с владельцами, но ведутся, на самом деле по-разному. Мне кажется, арендодатели должны пронять: сейчас рынок аренды упадет и это в их интересах сохранить арендаторов на лояльных условиях, чтобы потом просто не сдавать эти помещения за копейки, или чтобы они у них просто не простаивали", - говорит Богдан Чабан.

А вот кафе Spelaya Kanareyka с арендодателем повезло. "Наш арендодатель пошел нам навстречу и дал нам на период карантина каникулы. Естественно, мы оплачиваем коммунальные услуги. Но, в целом получилось, что как мы по-человечески относимся к каждому к участникам нашего общего бизнес-проекта, такое же отношение и к нам", - говорит Алексей Карпов.

Впрочем, есть и арендодатели, кто без всякого торга заявил об отмене платы. Это сначала сделали владельцы киевских торговых центров "Дримтаун" а затем и по их примеру владельцы Ocean Plaza.

К слову, похоже, что на сегодняшний день вопрос аренды решен окончательно - на уровне государства. Как следует из проголосованного Верховной Радой во втором чтении 30 марта законопроекта №3275 (1 апреля он отправлен на подпись президенту), отныне все арендаторы помещений, которые вынуждены были закрыться на карантин, смогут аренду в полном объеме не платить.

О роли государства в сохранении бизнеса

Помимо вопросов аренды, упомянутый выше законопроект предполагает и ряд других послаблений для бизнеса на период карантина - вроде отмены проверок, смягчения требований отчетности. Однако, уверены предприниматели, пока этих шагов со стороны государства явно недостаточно.

"Какими бы могли быть эти шаги? Например, освобождение пострадавшего бизнеса, от налогов, хотя бы на период 6 месяцев. Ведь очевидно, что после карантина особого спроса сразу же не будет", - считает Виталий Шадчнев.

Так же полагает и Богдан Чабан, хотя отмечает, что, скорее всего, придется искать некий баланс между потребностями бизнеса и государства. При этом государству стоило бы подумать о реформе налоговой системы в целом.

"В целом я бы поддержал идею введения налоговых каникул. В текущей ситуации это было бы важно и нужно. Вопрос просто в том, насколько мы себе это можем позволить, как государство", - считает Чабан

А вот Алексей Карпов видит возможную помощь бизнесу в обеспечении государством возможности получить дешевые и долгосрочные кредиты.

"От государства я хотел бы видеть дешевые кредиты и долгие деньги, в первую очередь. И, конечно же, общее уважение к бизнесу, который обеспечивает людей работой и исправно платит налоги", - говорит Карпов.

"Бизнесу самому приходится решать свои вопросы. Сегодня мы, как и множество других предприятий, остались со всеми проблемами один на один. Непонятно, что окажется страшнее: вирус, или то, что сейчас происходит с экономикой. Мы просто делаем все, что в наших силах, чтобы предоставлять услуги во всех вариантах, что сейчас возможны. Наша команда очень сплотилась за это время, все идеи и новые продукты реализуем буквально мгновенно. Конечно, мы ощутили огромный удар, но продолжаем действовать и искать новые возможности", - резюмирует Ярослав Сойников.

И добавить что-то к этому — сложно.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter
Розділ: Бізнес

Читайте також

П'ять найбільших бізнес-конфліктів під час великої війни

Український бізнес під час війни конфліктує між собою