RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бізнес

Как Украина борется с потерей российского рынка: пример одной отрасли. Инфографика

Потерю российского рынка удалось компенсировать

Потерю российского рынка удалось компенсировать Молокопереработчики добились увеличения экспорта сухого молока Фото: PHL

Украинские молокопереработчики смогли в І квартале компенсировать потери от закрытия Россией своего рынка. Компании поставили за рубеж всего на 1% меньше молочной продукции за счет увеличения экспорта сухого молока. Этого удалось достичь за счет повышения конкурентоспособности украинской продукции в мире, в результате роста цен на мировых рынках, поясняют эксперты. Кроме того, украинские производители увеличили поставки молочной продукции в оккупированный Крым, который, как оказалось, по-прежнему нуждается в украинских товарах.

Согласно данным Госстата, в I квартале отечественные молокопереработчики поставили на внешние рынки 24,25 тыс. т продукции, что на 1% меньше аналогичного периода 2014 года. При этом экспортная выручка сократилась на 61%, до $36,8 млн, подсчитали в Государственной фискальной службе.

Результаты года могли быть и хуже, учитывая потерю основного рынка сбыта украинского молока и молочной продукции – российского. Осенью прошлого года РФ ввела полный запрет на ввоз из Украины этих видов товара. При этом большая часть экспорта приходилась на сыр, который председатель совета директоров Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский ранее назвал «основным продуктом, который в свое время обеспечивал финансовую стабильность молочных предприятий».

Достичь таких результатов в І квартале украинские экспортеры смогли за счет наращивания экспорта сухого обезжиренного молока. В I квартале его было вывезено на 118% больше, при этом объем экспорта сыров снизился на 80%. «В январе украинским молокопереработчикам экспортировать сухое обезжиренное молоко было не выгодно. Так как внутренние цены были выше мировых, в частности, $2,51 тыс./т против $2,39 тыс./т»,– поясняет аналитик ИК Dragon Capital Наталья Шпигоцкая. Однако, как отмечает эксперт, в феврале ситуация изменилась – мировые цены выросли до $2,67 тыс./т. Компании резко увеличили объемы экспорта продукции, в итоге выручив за нее суммарно $20,7 млн, так что в итоге доля сухого молока выросла с 10% до 56% в общем объеме экспортной выручки. «Однако то падение экспортной выручки на 61% поясняется девальвацией гривны. Маржинальность сыра, поставляемого в Россию, в несколько раз выше, чем сухого молока, которое поставляется на высококонкурентные рынки»,– уточнил экономист департамента технического сотрудничества продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agricultural Organization) Андрей Ярмак.

Следует отметить, что украинские производители увеличили поставки молочной продукции в Крым. По данным Министерства экономического развития и торговли, в I квартале в Крым с материковой части было завезено 47 тыс. т (ранее данные по полуострову в отдельную строку не выносились). «Учитывая данные Госстата, средняя квартальная потребность в завозе молочной продукции в Крым в перерасчете на молоко составляла около 37,2 тыс. т. Таким образом, поставки в размере 47 тыс. т указывают на существенный рост в поставках на полуостров»,– отмечает госпожа Шпигоцкая. Она предполагает, что частично это объясняется проблемами с поставками воды и т. д. в Крыму, что могло повлечь сокращение производства молока и повышение потребностей в завозе молочной продукции. Напомним, 80% объемов потребления полуострова обеспечивалось материковой Украиной. В связи с угрозой возникновения дефицита продукции, в августе 2014 года был утвержден список из 13 украинских компаний, которым разрешалось ввозить товар на полуостров. Среди компаний – «Гадячсыр», «Глобинский мясокомбинат» (ему принадлежит одноименный маслозавод), а также дистрибуторская компания, поставляющая продукцию «Менского сыра», принадлежащего «Милкиленд-Украина» и другие.

Второй квартал начался так же неудачно для экспортеров, как и первый. «В апреле укрепление гривны, а также снижение мировых цен на сухое молоко привело к падению объемов экспорта из Украины»,– говорит генеральный директор «Милкиленд-Украина» Виктор Ржавичев. По данным ИК Dragon Capital, сейчас средняя мировая цена на сухое обезжиренное молоко составляет $2,25 тыс./т. «Украинское сухое молоко покупается на мировом рынке на $400 ниже установленной цены. Это связано с тем, что у нас нет сертифицированных Европой производственных площадок, на которые ориентируются поставщики. Хотя по качеству в некоторых случаях мы не уступаем. В итоге сейчас интерес наших компаний к экспорту снижается»,– добавляет господин Ржавичев.

Директор по маркетингу и стратегическому планированию компании «Укрпродукт» Максим Кучко отмечает, что в будущем объемы экспорта будут зависеть от курса валют, а также от мировых цен на сухое молоко. «Конечно, существенно повлияла бы на ситуацию аккредитация европейскими контролирующими ведомствами украинских предприятий. В этом случае стоимость нашего сухого молока увеличилась в цене, а также расширились бы рынки сбыта»,– добавляет господин Ржавичев.