Президент Петр Порошенко недавно побывал на полигоне 169-го учебного центра Сухопутных войск "Десна" в Черниговской области. Там главе государства показали новые образцы противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) и управляемых снарядов, которые выпускают предприятия госконцерна "Укроборонпром". Эксперт по вопросам оборонно-промышленного комплекса и бывший заместитель гендиректора концерна "Укроборонпром" МАКСИМ ГЛУЩЕНКО рассказал корреспонденту "Апострофа" ДЕНИСУ ПОПОВИЧУ о том, чем украинские изделия отличаются от американского ПТРК Javelin и почему нам необходимо наконец заняться возрождением собственного военно-промышленного комплекса.
— На полигоне "Десна" Петру Порошенко показали ПТРК "Стугна-П" и "Корсар", а также управляемые снаряды "Стугна", "Квітник" и "Комбат". Перечисленные образцы не являются совершенно новыми. Только на моей памяти о них говорят уже несколько лет. Пригодны ли они для поражения новых российских танков Т-72БЗ и Т-90, которые, по данным экспертов, уже появляются на Донбассе?
— Эти относительно новые системы, да и подобное оружие устаревает не так быстро. Тот же Javelin с 1996 года состоит на вооружении армии США. "Стугна-П" прошла испытания в 2010 году, "Корсар" — в 2013 году, хотя разрабатывать тот же "Корсар" начали в 2006 году. Возможность поражения современных танков — понятие относительное, реально проверить его можно только в настоящем бою. Например, были случаи, когда современный американский танк "Абрамс" подбивался из старого советского РПГ-7. Поэтому ПТРК продолжают производить и совершенствовать. А разработки украинского КБ "Луч" (разработчик управляемых ракет "Стугна" и "Комбат", а также ПТРК "Корсар" и "Стугна-П".— "Апостроф") знают во всем мире.
— В чем основное различие между ПТРК "Корсар" и ПТРК "Стугна-П" с точки зрения их применения?
— В удобстве применения и состоит основное различие. "Корсар" — отличный ПТРК для пехоты. Он простой и относительно легкий — до 26 кг вместе с ракетой. Выстрел из него производится с плеча. "Стугна-П" — тяжелее в несколько раз, управляться с ним сложнее, этот комплекс требует много дополнительного оборудования, и его следует устанавливать на треногу. Однако он имеет неоспоримое преимущество перед "Корсаром" — дальность его стрельбы больше в два раза — до 5 км.
— Какими ПТРК располагала украинская армия до вступления в войну на Донбассе? Почему мы так медленно вводим в войска собственные разработки?
— Новые ПТРК начали активно поставляться в армию только сейчас. Насколько мне известно, в войсках было всего с десяток ПТРК "Стугна-П" — они были заказаны несколько лет назад для полигонных испытаний. А с началом боевых действий КБ "Луч" лишился возможности получать комплектующие, которые производились в Донецке. Подобные производства стали создаваться в других городах, и сейчас ПТРК уже начали поступать в войска. Конструкторское бюро "Луч" имеет заказ практически на всю линейку своей продукции — и на "Комбаты", и на "Стугны", и на "Корсары".
Интересных разработок украинских конструкторов — довольно много, но они так долго залеживаются "под сукном", что к моменту принятия решения об их внедрении часто уже устаревают. Основные сложности: отсутствие эффективного современного менеджмента и проблема с налаживанием серийного производства. Даже сейчас, при рекордном оборонном бюджете, насколько мне известно, средства на организацию серийного производства не предусмотрены. От этого страдает наша армия, срываются международные контракты, как это уже было, например, с ОАЭ, когда не был полностью выполнен контракт 2007 года на поставку легкой бронетехники. После этого ОАЭ отказывались работать с Украиной, и лишь после визита президента Петра Порошенко и подписания меморандума о сотрудничестве этот проблемный вопрос был снят.
— Насколько отечественные разработки дешевле зарубежных, например, того же американского Javelin, о котором все сейчас говорят?
— Вообще складывается интересная ситуация: мы просим у всего мира высокоточное оружие, хотя сами его производим. К тому же, отечественные образцы — в разы дешевле зарубежных аналогов. Например, экспортная цена Javelin может составлять $ 250 тыс., при этом около $ 100 тыс. стоит каждый выстрел к нему. Ракета для украинских "Стугны-П" и "Корсара" — в пять раз дешевле. Но стоимость — это не единственный критерий, ведь производство в Украине — это работа для людей, это зарплата, это заказы предприятиям-смежникам, то есть это — свежая кровь в жилах украинской экономики и деньги в бюджет от возможного экспорта, ведь ПТРК на мировом рынке пользуются стабильным спросом, который в последние годы только растет.
— Можно ли считать ПТРК “Стугна-П” аналогом Javelin? Лучше он или хуже?
— Полным аналогом Javelin "Стугну-П" назвать нельзя. Ближе к нему — ПТРК "Корсар", из которого также можно стрелять с плеча. Дальность выстрела у него такая же — 2,5 км. Однако основное отличие украинского ПТРК от американского — система наведения на цель. Американская ракета имеет инфракрасную головку самонаведения, систему "выстрелил и забыл". В украинских же комплексах ракета наводится лазерным лучом, то есть стрелять из "американца" — проще. Хотя дальность стрельбы "Стугна-П" — почти вдвое больше, чем у Javelin. Но проблема украинских, как, впрочем, и российских ПТРК, наводимых лазером, состоит в том, что они бьют в мощную лобовую броню танков, а комплексы типа Javelin поражают бронетехнику сверху, что более эффективно. Впрочем, улучшение тактико-технических данных оружия — это вопрос всего лишь пары лет, а мы уже год воюем.
— Можно ли считать демонстрацию перечисленных образцов вооружений косвенным свидетельством того, что Украина не получит американское вооружение и что нам предложено обходиться собственными силами?
— Риторика западных лидеров, в том числе из США, уже предельно ясна — военного решения конфликта они не видят и полагают, что поставки оружия в Украину могут привести к эскалации конфликта. Поэтому нам необходимо заняться развитием собственного оборонно-промышленного комплекса. Уверен, что при правильном подходе вопрос о предоставлении зарубежных вооружений отпадет сам собой.