Пока водители искали обходные пути из-за обвала крайней балки Шулявского путепровода, городские власти искали виноватых и причин произошедшего. За этот инцидент должностями поплатились двое чиновников. Сам киевский градоначальник назвал причину случившегося так: "мост устал". Киевские власти уже успели провести тестирование Шулявского моста, и пришли к выводу, что он не аварийный. Планы масштабной реконструкции моста обещают воплотить в жизнь до конца 2019-го, а точную сумму расходов пока не называют. От чего устал Шулявский мост, и в каком состоянии находиться городское хозяйство, рассказывает "Апострофу" доктор архитектуры, заслуженный архитектор Украины Николай Демин.
Обрушение Шулявского моста могло произойти в любой день. Этот мост был построен в 1964 году и является одним из первых крупных путепроводов, и с тех пор, он практически капитально не ремонтировался. По правилам, такого рода мосты, переходы, в возрасте до 20 лет должны каждые 5 лет проходить диагностику. После 20 лет эксплуатации — каждый год. Здесь же этого не происходит.
Современные крупные инженерные сооружения сразу при строительстве оборудуются диагностическими средствами, создаются диспетчерские пункты и все узлы, ответственные за это, дают сигнал о состоянии. Т.е. в режиме реального времени можно проверять состояние всех узлов, сложных инженерных сооружений.
Если говорить о возможных причинах разрушения, то пожары возле Шулявского моста его не повредили, но создали условия для ослабления конструкции. Поскольку огонь взаимодействует с бетоном, бетон меняет свою структуру под температурой, арматура внутри перегревается, и в результате нарушается сцепление с бетоном.
И главное – это климатические условия Киева. Частые переходы через 0 градусов – самое страшное для железобетонных конструкций, потому что образуются трещины, проникает вода и замерзает, все разрывается. Как только появляются трещины, надо их немедленно ликвидировать, они сами собой не рассосутся. В противном случае - авария неизбежна.
История с Шулявским мостом может повториться в любое время с любым сооружением. Потому что для всяких конструкций, а у нас, как правило, железобетонные конструкции или металлические, есть такое понятие как "усталость металла", "усталость железобетона". И большие нагрузки, перегрузки на мостах из-за больших потоков транспорта приводит к их износу.
В Киеве несколько десятков путеводов. В 1980-е было полсотни аналогичных путепроводов протяженностью 300-400 м - это довольно крупные сооружения. Вместе с более мелкими, они находятся на балансе служб городских и районных, но никто ими не занимается. Может, этот случай с Шулявским мостом немножко встряхнет администрацию и заставит пошевелиться.