RU  UA

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Зовнішня торгівля

В ожидании катастрофы: к чему приведет торговая война США и Китая

Конфликт может спровоцировать мировой финансовый кризис

Конфликт может спровоцировать мировой финансовый кризис Фото з відкритих джерел

США и Китай оказались на пороге торговой войны, которая нанесет непоправимый ущерб не только этим двум странам, но и всей мировой экономике. Это противостояние также может вызвать или усугубить глобальный кризис, который давно уже предсказывают в экспертном сообществе. "Апостроф" разбирался, какими могут быть последствия всего этого, в том числе и для Украины.

Переговоры по вопросам торговли между Китаем и США зашли в тупик, и конфликт между двумя странами может вот-вот перерасти в полноценную войну – к счастью, пока только торговую.

Предпосылки к развитию именно такого сценария уже есть.

"Боевые" действия начались около года назад – в июле 2018 года США ввели 25%-ные пошлины на ряд китайских товаров на сумму 50 миллиардов долларов, а в сентябре того же года – 10%-ные пошлины еще на 200 миллиардов долларов экспорта КНР.

Однако после этого наметилось некоторое "перемирие", и стороны сели за стол переговоров. Но они, похоже, закончились ничем, по крайней мере, в начале мая США подняли с 10% до 25% пошлины на 200 миллиардов долларов китайского экспорта и не исключили введения 25%-ных пошлин на остальную часть товаров, поставляемых из КНР, на сумму более 300 миллиардов долларов. Китай ответил на это почти зеркально: с 1 июня Поднебесная введет 25%-ные таможенные пошлины на американские товары на общую сумму 60 миллиардов долларов.

Взаимная пикировка США и Китая вызвала обвал на фондовых рынках – как американских, так и азиатских.

В ожидании мирового кризиса

Полномасштабная торговая война двух крупнейших экономик мира может спровоцировать глобальный финансовый кризис, который эксперты "вангуют" уже который год.

"Мировой кризис возможен, и торговая война просто будет дополнительным спусковым крючком в этой истории. В данный момент мировое производство во многих странах замедляется. Скорее всего, это просто приведет к формированию рецессии, в рамках которой мировая экономика начнет замедляться", - сказал в комментарии "Апострофу" аналитик инвестиционной компании "Альпари" Максим Пархоменко.

С этим согласны и другие финансовые специалисты, опрошенные изданием.

"Для глобальных кризисов прошлых лет было достаточно проблем в таких небольших экономиках, как Индонезия или Аргентина, сегодня же на кону стоит стабильность роста китайской экономики, глобальная роль которой подтверждена уже даже МВФ, после решения фонда сделать юань одной из резервных валют. Так что последствия могут выйти за рамки всего того, что мы видели, и, конечно, они будут влиять на фондовые рынки и глобальную банковскую систему", - прокомментировал "Апострофу" текущую ситуацию главный эксперт совета Национального банка Украины (НБУ) Виталий Шапран.

По словам финансового эксперта Алексея Куща, сейчас, действительно, возрастает риск реинкарнации мирового финансового кризиса, но пока непонятна его локализация. "Если это будет группа развивающихся стран плюс Китай, то такой кризис будет по масштабу похож на азиатский кризис 1997-1998 годов (тогда же произошел дефолт в России, затронувший и Украину, – "Апостроф"). Если он будет локализован в группе развивающихся стран без Китая, это может быть похоже на кризис "нулевых". Если он охватит весь мир, то это будет что-то похожее на 2008 год", - рассказал специалист изданию.

Сьогодні ж на кону стоїть стабільність зростання китайської економіки, глобальна роль якої підтверджена вже навіть МВФ Фото: pixabay.com

Замедление Китая

По словам Алексея Куща, американский президент Дональд Трамп сейчас действует в свойственной ему манере, которую он опробовал в бизнесе. "Тот стиль, который он использовал при заключении коммерческих сделок, Трамп применяет в международных соглашениях, - сказал эксперт. - Но такой инструментарий в международных отношениях зачастую пробуксовывает. Китай - это не конкурирующая фирма в сфере девелопмента".

При этом он не исключил, что внутри американской администрации найдутся люди, которые смогут вразумить Трампа, объяснив ему, что торговая война опасна и для США: "Поэтому существует большой шанс, что сдадут назад. Ведь эскалация - это уже риск".

Однако, даже если глобальный кризис пока не произойдет, нынешнее обострение может существенно замедлить рост экономики Китая. К тому же оно происходит на фоне раскручивающегося как цепная реакция внутреннего дефолта в КНР корпоративного сектора.

По словам Алексея Куща, американские торговые санкции вместе с внутренними экономическими проблемами Китая могут привести к замедлению роста экономики этой страны до 6% в год. "В прошлом году рост был 6,6%, и это считается антирекордом за 28 лет, поэтому 6% - будет еще хуже", - отметил он. Учитывая размер экономики КНР, замедление ее роста приведет к сокращению прогнозных показателей роста мировой экономики примерно на 0,5%.

По словам Виталия Шапрана, если торговая война между крупнейшими экономиками мира продолжится, уже ближе к концу мая - началу июня основные глобальные игроки финансового сектора начнут массово пересматривать свои прогнозы в отношении США, КНР и ЕС. При этом он высказал надежду, что нынешний торговый конфликт будет локализован до начала июня.

Удар по Украине

Очевидно, что мировой финансовый кризис, равно как и торговая война США и Китая, окажет влияние на Украину.

Как отметил Виталий Шапран, если в Европе будет наблюдаться снижение деловой активности, это автоматически может ударить по нашему экспорту, который все больше и больше ориентирован на страны ЕС. Кроме того, по его словам, заметное снижение темпов роста в КНР может довольно негативно сказаться на ценах на железную руду и стальной прокат.

Алексей Кущ отметил, в свою очередь, что Китай потребляет порядка 46% мирового производства стали, поэтому замедление темпов роста китайской экономики "может отразится на динамике реализации внутренних инфраструктурных проектов, проектов в сфере строительства, и соответственно, потребление стали может сократиться". Учитывая, что Украина экспортирует металл и руду в том числе и в Китай, ценовая конъюнктура крайне важна для нашей страны. "Для нас любое замедление на этом рынке будет чревато серьезными последствиями, такими как недополучение валютной выручки", - отметил эксперт.

Олексій Кущ зазначив, що Китай споживає близько 46% світового виробництва сталі Фото: pixabay.com

Немного оптимизма

Еще одной важной частью украинского экспорта является аграрная продукция. И здесь, как ни парадоксально, наша страна может извлечь определенную выгоду из торгового конфликта между США и Китаем. "Отказ Китая от американской сои, шрота и кукурузы даст нам возможность расширить свое присутствие на китайском рынке", - рассказала "Апострофу" эксперт по аграрному рынку Мария Колесник. При этом она добавила, что есть риск того, что мировые цены, в частности, на сою, могут снизиться.

Есть и другие потенциальные бонусы для Украины от противостояния США и КНР. Максим Пархоменко считает, что на фоне ограничений со стороны США определенная часть производств из Китая может быть перенесена в другие страны. "В этом случае Украина может быть бенефициаром этих процессов и получить свою выгоду", - отметил он.

По словам Алексея Куща, изначально соглашение об ассоциации с ЕС в части функционирования зоны свободной торговли (ЗСТ) "рассматривалось как модель того, что Украина станет сборочной площадкой для инвесторов из Китая, арабских стран, которые будут здесь открывать тысячи малых и средних предприятий, а системные предприятия будут открывать большие производства, и таким образом мы сможет стать восточноевропейским Китаем, учитывая логистические возможности". Однако, добавляет эксперт, этот шанс оказался упущенным, что связано с утратой Украиной промышленного потенциала, и во многом - с демографическими проблемами. Но, считает Кущ, не все еще потеряно, и Украине сейчас нужно брать пример не с Китая, а, например, с Бангладеш или Камбоджи, которые, по его словам, поставляют на рынки Европы продукции не меньше чем, наша страна, при этом не имея даже с ЕС зоны свободной торговли.