RU  UA  EN

Пʼятниця, 19 квітня
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.35
Політика

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

«Любые другие депутаты будут лучше, чем те, кто сейчас сидит в Раде»

Заместитель председателя Верховной рады Украины Руслан Кошулинский Фото: Владислав Содель

14 августа парламент намерен повторно рассмотреть вопрос внесения изменений в избирательное законодательство. Как рассказал корреспонденту А' АЛЕКСАНДРУ СВИРИДЕНКО вице-спикер Верховной рады РУСЛАН КОШУЛИНСКИЙ, сейчас ни один из вариантов не находит полной поддержки у парламентских фракций и групп. В связи с этим он допускает проведение внеочередных выборов в Раду по ныне действующему закону.

В четверг Верховная рада предпримет вторую попытку внести изменения в закон о выборах народных депутатов. Почему документ не удалось принять во вторник и почему депутатские группы «Экономическое развитие» и «Суверенная европейская Украина» отказались голосовать?

— У нас не было четкой договоренности о том, какой из законопроектов будет принят. Каждый высказал свои предложения по следующим вопросам: оставить смешанную избирательную систему 50 на 50, перейти на пропорциональную систему с закрытыми списками, ввести пропорциональную систему с открытыми списками, разрешить партиям объединяться в блоки при смешанной системе, ввести блоки при 100% пропорциональной системе, а также сократить сроки избирательной кампании. За открытые списки выступили представители «Батькивщина», УДАР и «Свобода». «Экономическое развитие» (ЭР) и «Суверенная европейская Украина» (СЕУ) воздержались. Разрешить блоки при системе 50 на 50 — ЭР выступило «за». Против уменьшения сроков кампании никто не возражал. Избирательная система 50 на 50 – ЭР выступило «за». Законопроекты, которые предусматривали эти варианты, были вынесены в сессионный зал.

— Почему же тогда ни один документ не набрал необходимых 226 голосов, даже тот, что оставлял действующую смешанную систему.

— Смешанная система несет в себе ряд угроз. В первую очередь это социальное неравенство – кандидату по мажоритарному округу необходимо внести залог в размере 121 тыс. 800 грн или собрать за три дня 15 тыс. подписей в свою поддержку. 15 тыс. подписей за такой срок – это очень сложно. Мы не должны забывать и о существующей системе скупки округов. Давайте тогда сразу назначим премьером Рината Ахметова, как самого богатого человека Украины! Мы же говорим о представителях граждан Украины в парламенте. Тут главная проблема в том, что ничто не помешает такой одиозной фигуре, как Артем Пшонка (сын бывшего генерального прокурора – А'), стать депутатом. Он не приедет в Украину, он заочно подаст документы. Не зарегистрировать его нельзя – он гражданин Украины, в отношении него нет приговора суда. Мы что, хотим дать возможность победить представителям режима Януковича, а у тех, кто стоял на Майдане такую возможность забрать? Мы не будем поддерживать такой вариант.

— Зачем тогда вообще проводить новые выборы по старому закону?

— Мы говорим о том, что любые другие депутаты будут лучше, чем те, кто сейчас сидит в Раде. После Революции достоинства украинцы стали другими. Почему мы забираем у них право определиться с тем, чего они хотят.

— Вы все еще надеетесь провести свою инициативу с открытыми списками?

— Есть много вариантов открытых списков.

Например, что предлагает фракция «Свобода»?

— Мы предложили несколько вариантов. Один из них – это региональные партийные списки. В каждом избирательном округе каждая политическая партия, которая участвует в выборах, выдвигает не меньше трех кандидатов. Избиратель сначала выбирает политическую силу, а потом отмечает кандидата в депутаты от этой партии, которого хочет видеть в парламенте. По количеству набранных голосов сначала определяются партии, которые преодолевают проходной барьер в Раду, а затем подсчитываются голоса за того или иного кандидата от этой политической силы. Может получиться и так, что по какой-то одной области партия наберет большинство голосов, но в целом по стране проходной барьер не преодолеет.

— Какие условия голосования за новый закон выдвинули ваши партнеры из депутатских групп?

— Их интересует только мажоритарный округ и больше ничего. Главное требование депутатских групп – не изменять границы избирательных округов, которые были созданы на выборах 2012 года. Участие на равных с фракциями в формировании окружных и участковых избирательных комиссий. По закону, такое право имеют только фракции. Если такое предложение не пройдет, предлагается дать депутату-мажоритарщику право своего представительства в окружной и участковых комиссиях. Сейчас это право есть у парламентских политических партий. Все остальное – высокий залог, короткие сроки кампании – их устраивает.

Квоты в партийном списке никто не просил?

— Мы этот вопрос вообще не обсуждаем.

«Свобода» будет предлагать снизить проходной барьер с 5% до 3%?

— В 2012 году никто из социологов не давал нам шансов на прохождение в Раду. Тогда с 3% подняли до 5%. Если ты – политическая партия, ты должен принимать любые правила игры.

— Но вы хотите перестраховаться?

Нам все равно. Мы не против любых вариантов.

Голосовать за понижение барьера будете?

— При системе 50 на 50 – нет.

Возможность компромисса еще остается?

— Посмотрите на действующий состав Верховной рады – по состоянию на 2012 год фракция Партии регионов насчитывала 208 народных депутатов, фракция коммунистов – 33 человека. Всего – 241 парламентарий. Без них ни один вопрос не решался. Кто-то из них должен проголосовать, чтобы получить 226 голосов. Если сегодня кто-то вышел из Партии регионов, это не означает, что Партия регионов вышла из них. По своей сущности это те же самые люди.

По состоянию на 19.00 13 августа у какого из законопроектов есть больше шансов быть принятым?

— Пока я не вижу такого документа. Тут ничего страшного нет, главное, чтобы выборы состоялись. Не будет нового закона, так останется старый. Его проблема в финансировании выборов. Если модернизировать нынешний закон, выборы должны пройти 5 октября, но если этого не произойдет – 19 октября. Необходимо будет внести изменения в госбюджет, чтобы выделить около 1,5 млрд грн.

— У кого сейчас золотая карточка, от кого зависит результативность голосования?

— Нет никакой золотой карточки. Спрогнозировать голосование сейчас невозможно. Вы знаете, как разделились голоса: УДАР, «Свобода», «Батькивщина» по-своему видят закон о выборах, «Экономичный развитие» и СЕУ – по-своему.

— Действующий закон о выборах предполагает избрание депутатов в Автономной Республике Крыму. Как с этим быть?

— Если выборы проводить по пропорциональной системе, тогда никаких проблем не будет. Избирателям из Крыма необходимо будет приехать голосовать в Херсонскую область. В мажоритарных округах можно будет провести голосование позднее – после освобождения автономии.

В парламенте нет большинства вокруг закона о выборах, но оно появляется, когда речь заходит о принятии законопроектов, которые касаются решения вопросов связанных с ситуацией на востоке Украины. Правда было одно странное исключение почему провалился закон о санкциях?

— Не все так плохо – законопроект все же принят в первом чтении. Но вы же помните, я говорил: в парламенте 241 народный депутат – это выходцы из Партии регионов и Компартии.

Но не голосовали и некоторые ваши бывшие партнеры по коалиции.

— Большинство заканчивается там, где начинаются личные интересы.

Вы видели список лиц, к которым Украина предлагает применить санкции?

— Нет. Я видел общий список принципов. Сначала их было 36, потом стало 29. Еще вчера иностранные представительства просили меня объяснить, что означает «блокирование ресурсов». Это означает, что Украина перестанет прокачивать нефтепродукты, газ? Для того чтобы ответить на все вопросы, парламенту необходимо время. Для этого существует процедура – первого чтения, второго чтения... На внесение предложений у депутатов есть две недели. В любом случае документ будет готов ко второму чтению не раньше сентября.

— И все же в процессе подготовки законопроекта появятся конкретные фамилии?

— Это законодательная инициатива Кабинета министров. В тело закона мы вмешиваться не можем. Хотя тут уместно рассказать парламентский анекдот: «В Верховную раду подан закон "Украинцы должны жить хорошо". После первого чтения в документе остается "Украинцы должны жить". После второго чтения – "Украинцы должны"». Это я к чему – механизм подготовки закона может так его деформировать, что суть может быть утрачена.

Читайте також

Пошук "Патріотів": що НАТО пообіцяв Україні

Міністр закордонних справ Дмитро Кулеба приїхав в НАТО попросити ЗРК Patriot, що йому відповіли

Примара Трампа: як НАТО намагається допомогти Україні

На зустрічі глав МЗС країн — членів НАТО питання України — головне на порядку денному

Концтабір на окупованих територіях, що означатимуть для України вибори Путіна

Путін фальсифікував результати виборів 2024 року, щоб показати підтримку, зокрема й на окупованих територіях України