RU  UA  EN

Пʼятниця, 29 березня
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Політика

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Погляд

​Люстрация, как зеркало украинской контрреволюции

Украинская власть всегда была грязной и порочной. За годы независимости опухоль коррупции разъела и развратила ее изнутри. Необходимость радикального очищения назревала вместе со стремительным ростом количества униженных украинцев. Низы уже не могли, а верхи никак не хотели, поэтому радикальным ответом на болезнь властных элит стал Майдан. Главной идеей второй украинской революции, Революции Достоинства, стала люстрация.

Сами революционеры понимали под люстрацией полное очищение власти. Но у Майдана не оказалось вождей, способных выработать для революционных масс правильные цели и повести людей за собой. Поэтому в руководители страны выбрали лучших из худших. Несоответствие между теми, кто делал революцию, и теми, кто воспользовался ее результатами, стало первой серьезной ошибкой Майдана. За каждым из новых-старых вождей тянулся длинный и не всегда приятно пахнущий шлейф отношений с олигархами и той самой преступной властью, которую свергла революция. Естественно, проводить жесткую люстрацию было не в их интересах. Люстрация среди прочего означала разрыв отношений, сложившихся внутри политических элит, а отношения это –влияние и деньги. Разрыв отношений – угроза появления неугодного компромата. Декларируя люстрацию на бумаге, на деле новая власть зависла…

Проект закона о люстрации долго не мог попасть на голосование в ВРУ. И тогда за дело вновь взялись революционеры. Вид горящих шин и готовых на все революционных масс чудесным образом превратили сырой и юридически неграмотный проект закона о люстрации в проголосованный парламентом закон, который, недолго думая, подписал гарант Конституции. В этот знаменательный день ликовали все. Революционеры законодательно закрепили то, за что стоял Майдан, новые вожди получили лицензированную революцией машину по зачистке властного поля под своих, оппозиция – шанс впервые серьезно задуматься о своем возвращении.

Последнее особенно интересно и весьма парадоксально. Подписание президентом закона о люстрации можно считать точкой отсчета Второй украинской контрреволюции. Задайтесь вопросом: каким должен быть закон о люстрации в Украине, охваченной войной с Россией и переживающей по этой причине глубокий спад в экономике? Правильный ответ – точно юридически выверенным, соответствующим Конституции и действующим законам. Он должен устанавливать справедливость, которой так жаждет общество, а не усиливать социальную напряженность и создавать внутри страны второй фронт гражданского противостояния.

Неужели авторы закона о люстрации не знали того, что все европейские люстрационные законы привели в своих странах к серьезным социальным потрясениям и почти все были отменены? Неужели не знали, что европейские законы были временными, то есть предполагали реализацию люстрации в строго установленный период? Неужели, имея юридическое образование, они не понимали, к чему приведет увольнение чиновников по закону, не соответствующему Конституции Украины? Но тем не менее, люстрация состоялась и стала такой же, как и сама революция – несовершенной, противоречивой и незаконной.

Сначала одна за одной полетели головы люстрированных чиновников. Ведомства публиковали списки. Затем в СМИ стали появляться истории о несправедливо люстрированных гражданах. О генералах-патриотах, за которыми солдаты готовы идти в самое пекло, об ученых, всю жизнь отдавших украинской космонавтике, о прокурорах и судьях, отказавшихся во время Майдана выполнять преступные приказы и даже о простых женщинах-госслужащих, которые в момент своего люстрирования находились в декрете. На примерах этих людей еще раз убеждаешься в полезности советов наших европейских коллег: люстрация должна быть не мачете, а острым хирургическим скальпелем, который отрезает не ногу целиком, а лишь вырезает опухоль.

Что будет с теми, кто попал под люстрацию? Для начала они подадут в украинский суд и Европейский суд по правам человека. Вероятность выиграть суды у жертв люстрации видится достаточно высокой, коль многие отечественные эксперты по конституционному праву уже признали закон о люстрации не соответствующим Конституции. Что сделают чиновники, пережившие люстрационный каток, после судов? Скорее всего, пополнят ряды сторонников оппозиции. Таким образом, запустив несовершенный механизм люстрации, власть своими руками построила кузницу кадров для будущей оппозиции. Прибавьте сюда недовольство войной на Востоке, растущий спад в экономике, девальвацию гривны, обесценивание банковских сбережений, растущую безработицу и цены, - и вы получите подарочный набор оппозиционера под названием «как выиграть следующие выборы».

Поэтому глубоко ошибочно считать судей Верховного Суда контрреволюционерами. Судьи лишь формализуют то, что сделали сами революционеры. Куда более контрреволюционным выглядит отсутствие, спустя год после Майдана, осужденных силовиков, виновных в расстреле безоружных майдановцев, или приспешников Януковича, виновных в хищениях бюджетных средств, коррупции и злоупотреблении властью. Революция, совершенная во имя справедливости, через год после победы не явила народу этой самой справедливости. Еще год-полтора и народ, прибитый войной и экономическими трудностями, начнет переосмысливать Майдан. Время и отсутствие положительных результатов могут свести на нет основные завоевания революции – свободу от тирана и право на европейский выбор.

Чтобы этого не произошло, и люстрация не стала началом конца Революции Достоинства, на мой взгляд, необходимо сделать следующее:

- президент, как гарант Конституции, должен предложить парламенту приостановить действие закона о люстрации и привести его в полное соответствие с Конституцией Украины и действующим законодательством;

- закон о люстрации должен стать законом временного действия с гарантией его последующей отмены;

- все люстрированные чиновники должны быть восстановлены в своих правах. Повторную люстрацию в отношении некоторых из них следует проводить только по обновленному закону, соответствующему Конституции;

- открыть все архивы КГБ СССР, чтобы обществу стало понятно, кто именно среди украинских политиков и чиновников подлежит люстрации и почему;

- сделать публичной информацию о тех чиновниках, в отношении которых в будущем будет применяться люстрация. Общество должно знать кого и за что люстрировали.

Несомненно, приостановка закона о люстрации будет болезненным ударом по революции. Однако именно эта несложная для революционного конституционного большинства операция сможет предотвратить победу контрреволюции. Недавние амбициозные реляции руководства Оппозиционного блока о будущих претензиях на власть – тревожный звонок для Революции Достоинства. Если нынешняя власть его не услышит, то в недалеком будущем к весьма сомнительным достижениям в экономике и социальной сфере можно будет добавить еще одно – выращенную на гормонах люстрации Вторую украинскую контрреволюцию, которой сегодня для полного счастья не хватает только одного – харизматичного лидера. Но за этим дело вряд ли станет…

Читайте також

Концтабір на окупованих територіях, що означатимуть для України вибори Путіна

Путін фальсифікував результати виборів 2024 року, щоб показати підтримку, зокрема й на окупованих територіях України

РДК у бороду, ЛСР у ребро: головні цілі Путіна на "виборах"

Кремль хоче намалювати підтримку Путіну на захоплених територіях України, щоб легітимізувати їхню окупацію

Людина, яка змогла: чому Залужному вдалося звільнитися з військової служби

Обставини визнання Валерія Залужного непридатним для несення військової служби викликали питання у суспільстві