На выборы мэра Киева от президентской партии пойдет народная депутатка Ирина Верещук. На праймериз она опередила коллег по фракции Александра Дубинского и Николая Тищенко, которых считали фаворитными претендентами на пост мэра столицы от "слуг". На их фоне Верещук кажется приемлемым вариантом. Но и ей скандальности не занимать.
Первая "претензия" к Верещук - отсутствие опыта. Пиком ее управленческой карьеры было кресло мэра городка Рава-Русская на Львовщине, которое Верещук освободила на 3 месяца раньше срока из-за серии скандалов. По мнению политолога Вадима Денисенко, со своим опытом Верещук объективно не потянет управление столицей.
"Говорить о Верещук много невозможно - она классический скандальный общественный деятель, который ловит конъюнктуру и держит нос по ветру (деньгам), - написал Денисенко. - Самое большое достижение Верещук - мэр крохотного города Рава-Русская, где все капиталы заработаны преимущественно таможенниками и контрабандистами. Для понимания политических вкусов Верещук, важно добавить, что шла она от партии "Сильная Украина" Сергея Тигипко. Что она может сказать о развитии Киева? Ничего".
Но если опыт - дело наживное, то репутация корректировке не подлежит. Рава-Русская - городок на 8 тысяч населения в 7 км от границы с Польшей. Город живет с контрабанды - территориальное расположение обязывает. Пункт пропуска "Рава-Русская - Гребенне" - один из самых "вкусных" в Украине. Через него переправляют все: одежду, обувь, сигареты, алкоголь. За мэрскую каденцию Верещук незаконные торговые потоки расширились. Город стал контрабандистским центром Западной Украины.
"В 90-х годах во Львове был популярным анекдот... Побережье Средиземного моря. Шикарный ресторан. За столиком сидит человек в дорогом костюме, перед ним - гора 100-долларовых банкнот. Он меланхолично делает из денег кораблики и пускает их в море. Официант удивленно говорит: вы, наверное, "новый русский"? Мужчина смотрит на него, улыбается и отвечает: нет, я из Равы-Русской". Скоро у Киева будет шанс догнать и перегнать Рава-Русскую под мудрым руководством нового (новой) мэра", - пишет политолог Константин Бондаренко, который долгое время проработал во Львове.
Мэр – не последний человек в городе, но и не первый в вопросах контрабанды. Многолетнюю крышу в виде силовиков объективно не каждый городской глава способен демонтировать. К ней гораздо проще присоединиться. Такого нельзя сказать о земельных отношениях. Выделение участков, генплан, застройка - компетенция исключительно горсовета. Здесь Верещук и прокололась.
В 2011 году был разработан новый генплан города. Решением сессии горсовета под индивидуальную жилищную застройку выделили почти 400 земельных участков. "Это человек, который фальсифицировал решение Рава-Русского городского совета для того, чтобы выделить землю своим приближенным людям. Просто нужно поехать в этот маленький город, и люди поделятся своими впечатлениями от бывшего мэра", - написал экс-нардеп Владимир Парасюк. Он оказался прав.
На родине от Ирины Верещук, мягко говоря, не в восторге. Отмахиваются, критикуют, советуют киевлянам хорошенько подумать, прежде чем вбрасывать бюллетени в урну. Во-вторых, близкие люди экс-мэра действительно получили участки. Например, ее отец.
"Мой отец действительно получил землю. Заявление на ее получение написано в 2010 году. Он всю жизнь живет в селе Папирня и имеет право на это", - рассказывала Верещук в одном из интервью.
Право на землю действительно имеют многие, но не всем дано реализовать это право. Десяткам местных, которые должны были стать соседями отца Верещук, пришлось с боем отстаивать свои участки. Людям не давали оформить разрешительные документы. Вместо этого отправляли подписывать договоры к частной фирме "Земсервис". Фирму возглавлял Ярослав Смык - шурин Верещук. При этом стоимость услуг этой конторы была в разы выше рыночной - 7 тысяч гривен. Так что Верещук не просто "закрыла" жилищный вопрос для отца, но и дала возможность подзаработать другим родственникам.
Следом за земельным посыпались скандалы поменьше. В 2013 году мэр получила и не задекларировала 200 тысяч долларов. Соответственно, де-юре эти деньги проходят как взятка. Еще один эпизод: воры вскрыли автомобиль Верещук, припаркованный возле детского дошкольного учреждения №1. Злоумышленники похитили сумочку, в которой оказалось 30 тысяч долларов и документы на выделение земли, пишет Генштаб. Откуда у мэра маленького городка такие деньги, история умалчивает. Все это заставило Верещук сложить мэрские полномочия раньше срока.
"Город был не в лучшем состоянии. На 3 месяца его просто оставили без хозяина, можно так сказать", - рассказывает Николай Зинько, который принял Рава-Русскую после побега Верещук.
Политическая карьера Верещук забуксовала вплоть до выборов президента в 2019 году. Она комментировала гонку с позиции эксперта, и комментарии эти были явно не в плюс Владимиру Зеленскому. Тогда Ирина Верещук старалась предостеречь украинцев от избрания президентом комика: "Хотя в Украине есть запрос на разнообразных комиков в политике, наша страна не в том положении, чтобы позволить себе такую легкомысленность". Она даже сравнивала кандидата Зеленского с Беппе Грилло в Италии и Павлом Кукизом в Польше.
"Украина - не Италия. Мы - не члены ЕС, мы - не члены НАТО, мы не можем позволить себе играться в комиков и блогеров. Нам нужны системные политики, нам нужны технократы", - комментировала Верещук. Ее позиция диаметрально изменилась, как только в Зе-команде появилась вакансия. Так, вчерашняя оппонентка Зеленского прошла в Раду по списку его партии, возглавила в ней подкомитет по госбезопасности и обороне, стала одним из главных спикеров фракции и "адвокатов" самого президента.
Верещук старается держаться в границах объективности, но "отмазывать" президента и скандальных коллег по фракции ей приходилось не раз. Видимо, в благодарность ее и удостоили шанса попробовать себя на выборах мэра Киева.
Оценивать ее шансы на успех преждевременно. Однако уже сейчас у столицы появился риск получить мэра без опыта, без принципов, но с коррупционным шлейфом. Киев и не таких градоначальников видел. Вопрос только в том, готовы ли киевляне потерять очередные 5 лет, которые можно было бы посвятить развитию столицы.