Несмотря на то что ЕС согласовал продление санкций против России, 15 декабря стало неприятным днем для сторонников евроинтеграции в Украине. Во-первых, в очередной раз была перенесена дата голосования по безвизовому режиму в Европейском парламенте (хоть это позже назвали ошибкой, а саму дату с сайта Европарламента убрали). Во-вторых, в Брюсселе приняли документ, который, с одной стороны, открывает дорогу к ратификации Нидерландами Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, но, с другой, оставляет неприятный осадок. Несмотря на то, что решение само по себе на данный момент позитивно для Киева, некоторые дипломаты побаиваются, что оно поставит крест на надеждах Украины вступить в ЕС.
Новый документ. Объяснение для "чайников"
На саммите Европейского совета, который прошел в Брюсселе 15 декабря, Евросоюз согласовал и принял дополняющий Соглашение об ассоциации (СА) между Украиной и ЕС документ, который должен открыть путь для ратификации соглашения Нидерландами. Несмотря на изначально непримиримую позицию ряда европейских государств, таких как Польша и страны Балтии, все члены ЕС согласились с требованиями нидерландской стороны. Оговорки, о которых говорили ранее, были закреплены в итоговом документе.
В приложении говорится, что, во-первых, Соглашение об ассоциации не предоставляет Украине статут кандидата на вступление в ЕС и не создает обязательства для присвоения такого статуса в будущем.
Во-вторых, хоть соглашение и подтверждает сотрудничество с Украиной в оборонной сфере, оно не дает Украине гарантии коллективной безопасности или военной помощи со стороны ЕС или стран-членов.
В-третьих, оно не предоставляет украинцам право свободно проживать и работать в странах ЕС, но и не запрещает странам ЕС самостоятельно определять, какому количеству граждан Украины предоставлять такие права.
В-четвертых, СА не требует дополнительной финансовой поддержки со стороны членов ЕС для Украины, но и не ограничивает право каждой страны Евросоюза определять объемы индивидуальной помощи самостоятельно.
В-пятых, сказано, что борьба с коррупцией занимает центральное место в укреплении отношений между Украиной и ЕС.
Наконец, утверждается, что уважение к демократическим принципам, правам человека и основным свободам, соблюдение принципа верховенства закона — важнейшие элементы соглашения.
В заключении Европейского Совета сказано, что самой важно целью ЕС остается завершение ратификации Соглашения об ассоциации. Новое решение принято в полном соответствии с СА и договорами ЕС. Страны "Вышеградской четверки" — Польша, Словакия, Чехия и Венгрия — в совместном заявлении после саммита подчеркнули, что соглашение не противоречит 49-й статье Лиссабонского договора ЕС, которая предоставляет каждой европейской стране право присоединиться к Евросоюзу.
Решение позитивно, но осадок остался
Украине и ЕС (пока) удалось избежать худших сценариев: текст Соглашения об ассоциации не претерпел изменений, и Гаага не отказалась его принять (премьер-министр Нидерландов Марк Рютте предупреждал, что если консенсус в Брюсселе не будет найден, закон о ратификации будет отозван). Парламент Нидерландов, последней, 28-й страны ЕС, теперь должен повторно, после весеннего референдума в этой стране, ратифицировать главный европейско-украинский документ. Только после этого принятое на саммите дополнение будет считаться действительным (в противном случае — аннулируется). Предполагается, что Рютте хватит одобренной на саммите декларации как аргумента, чтобы убедить оппозиционных парламентариев проголосовать "за". Хотя вероятность, на самом деле, почти 50 на 50.
Решение ЕС ничего не меняет в юридическом плане, поскольку лишь подтверждает, что есть и чего нет в Соглашении об ассоциации, и не ограничивает Украину в ее отношениях с Евросоюзом. Но существуют опасения, что меняет в политическом.
Как считает украинский дипломат Василий Филипчук, возглавляющий Международный центр перспективных исследований, дополнение хоть и не противоречит Соглашению об ассоциации, меняет положительно двусмысленную формулировку в преамбуле СА ("это Соглашение не будет определять наперед и оставляет открытым будущее развитие отношений Украина – ЕС") на однозначно негативную ("Соглашение не дает Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз, как и не создает обязательства предоставить такой статус Украине в будущем"). Теперь, уверен Филипчук, теоретическая возможность подать заявление в соответствии со статьей 49-й Договора о ЕС исчезла. Когда-то, напоминает он, Киев сам согласился на то, чтобы СА было принято без упоминаний о европейской интеграции и перспективе вступления Украины в Евросоюз.
А вот другой дипломат, экс-руководитель Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции секретариата Кабмина Вадим Трюхан считает, что в четверг наконец нашли выход из тупика, в который Украину и ЕС завели нидерландские политики, действовавшие в угоду своим политическим амбициям.
"Вчера в документе, который принял Европейский Совет, по сути констатировано то, что есть в Соглашении об ассоциации или чего там и так нет — ничего нового в документе нет. Если идти четко по пунктам, которые отражены в выводах, четко бросается в глаза компромиссность формулировок. Например, ЕС, выступая за мобильность граждан, вместе с тем утверждает, что Соглашение об ассоциации не содержит положений, которые бы трактовались как такие, что дают украинцам право приезжать и работать... С этими выводами премьер Рютте получит инструмент, который поможет ему сохранить лицо: он подымет это на флаг, и пойдет к своим депутатам и избирателям", — объяснил "Апострофу" Трюхан.
Он считает, что это поможет Гааге ратифицировать СА. "Я не хочу говорить, что этот документ удовлетворяет или не удовлетворяет Украину. Нас удовлетворяет Соглашение об ассоциации. Сейчас идет речь о том, чтобы полная его ратификация не была сорвана", — убежден дипломат. Трюхан, впрочем, добавляет, что это крайний способ компромисса, и неприятный осадок эта история все-таки оставила.
"Можно читать этот документ как юрист, — сказал нашему изданию глава совета внешней политики "Украинская призма" Геннадий Максак. — Но есть и второй вариант — смотреть на политический подтекст. Мы видели в этом документе политическую перспективу, хотя нам прямо заявляли, что он не является юридическим, формальным шагом к членству. Если говорить о юридическом формате, я не вижу больших изменений".
Максак добавляет, что, например, в части безопасности и ранее шла речь лишь о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, борьбы с терроризмом и других, но гарантии коллективной безопасности Украине никто не давал.
То же можно сказать и о формулировках о членстве Украины в ЕС: "Я бы не делал из этого большого шума. И я бы понимал партнеров: сейчас сложно в Европейском союзе, кризис за кризисом. И если Рютте может показать, что это победа (а на самом деле мы видим, что ничего не изменилось), это допустимо. Да, популисты будут это использовать, потому что каждый может этот документ трактовать по-своему. Например, был очень хороший комментарий посла в Австрии Щербы: он говорит, что ему звонят и поздравляют с победой. И тем, как у нас подают это в Украине, мы, может быть, сами больше играем на руку популистам, когда говорим, что это "зрада", чем сам документ".
Максак считает, что принятие дополнения к Соглашению об ассоциации, если само СА будет ратифицировано Нидерландами, закрывает определенный этап евроинтеграции. Фазу вступление в Украины в ЕС, если до этого дойдет, будет определять уже новый документ, а решение Европейского Совета от 15 декабря 2016 года к тому времени уже забудут.
Безвизовая эпопея
Результаты саммита вызвали смешанные эмоции, но по крайней мере одно решение точно отвечает интересам Киева: страны ЕС, как заявила президент Литвы Даля Грибаускайте, согласовали продление санкций против России на очередное полугодие. Это решение должны принять на следующей неделе, 19-20 декабря.
Параллельно с саммитом возникла непонятная ситуация с очередным переносом даты голосования по безвизовому режиму в Европарламенте. После того как дата в регистрационной карточке была изменена в начале недели на 1 февраля, то же самое сделали еще раз — уже на 3 апреля. Впоследствии пресс-секретарь Европейского парламента объяснил украинским журналистам, что случилась ошибка, и дату позже изменят. На самом деле, дату и вовсе убрали в пятницу. Докладчица по визовой либерализации для Украины Мария Габриэл заявляла, что в любом случае указанная дата не мешает проголосовать раньше — в феврале или марте, — поскольку является условной. Она утверждает, что среди политических групп существует единое мнение, что проголосовать нужно как можно раньше.
Действительно, как только завершатся межинституциональные переговоры в ЕС, голосование можно будет поставить на ближайшее пленарное заседание Европарламента, затем решение должен принять Совет ЕС, а дата, когда заработает безвизовый режим, будет установлена дополнительно. В заключительном документе саммита 15 декабря страны ЕС предлагают ЕП и Совету ЕС завершить все процедуры по либерализации для Украины и Грузии, поскольку общий механизм приостановки "безвиза" был одобрен ранее.
Однако не скажешь, что объяснения ЕС убедили украинских экспертов и дипломатов. Есть, правда, версия, что все затевалось ради того, чтобы дать европейцам дополнительный аргумент в дискуссии с Нидерландами на саммите. В частности, в своем заявлении в четверг эти два факта связал премьер Латвии Марис Кучинскис, заявив, что вопрос отмены виз нельзя было решить до достижения консенсуса с нидерландцами.
"Я не вижу проблем в том, что дата плавающая. Если они дают такую информацию в эфир, — рассуждает эксперт Геннадий Максак, — то сами, наверное, понимают, что не могут дать конкретный ответ, сколько это может занять, потому что лишь недавно приняли механизм приостановки безвизового режима. Мне сложно сказать, была ли это ошибка. Возможно, есть подковерные вопросы, действительно связанные с тем, что будут выборы в Франции, с Нидерландами нужно было договариваться относительно Соглашения об ассоциации. Теоретически есть возможность перенести голосование на более ранний срок. Но, скажем так, доверия, что это реально, нет. Они уже столько раз обещали, что будет 1 июня, 24 ноября..."
По мнению экс-министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко, ЕС теряет свою способность демонстрировать последовательность и придерживаться своих обязательств: "это влияет на имидж Евросоюза в глазах украинцев". А это гораздо важнее вероятности, что Украине могут предоставить безвизовый режим на 3-4 месяца позже.