2 марта отстраненному от должности председателю Государственной фискальной службы Роману Насирову вручили подозрение. Его подозревают в злоупотреблении служебным положением и хищении государственных средств в сумме свыше 2 млрд грн. Во время вручения подозрения ему стало плохо. Подозрение было вручено, когда председатель ГФС был уже без сознания, что является незаконным. За отведенные законом 72 часа суд так и не избрал Насирову меру пресечения. Сейчас же "больному" Насирову пытаются избрать меру пресечения. Сам Насиров считает обвинения в свой адрес необоснованными, а залог в размере 2 млрд грн, который просит сторона обвинения, абсурдным. Он намерен защищаться и давать объяснения в суде. Насиров также уверен, что все дело против него разваливается. О том, что стоит за такой уверенностью Насирова, и стоит ли ждать в этом деле логического завершения, "Апострофу" рассказывает военный эксперт Олег Жданов.
Это не первый эпизод с Насировым и попыткой его задержания, первый был летом 2016 года. Тогда это осуществлялось силами Национальной гвардии и Национальной полиции. Они совместно приехали к офису ГФС, где их при входе в здание встретила финансовая полиция с автоматами и в бронежилетах. Они так и не смогли проникнуть внутрь. Не было никаких следственных действий, так и уехали — "несолоно хлебавши". Очевидно, тогда Насирова заранее предупредили. Сейчас это уже была вторая попытка, но уже через НАБУ вручить Насирову подозрение.
НАБУ – это детище, полностью созданное при помощи американских специалистов. И отбор, и конкурс на главу НАБУ, если вы помните, проходил при участии американских специалистов. Когда принимался закон о НАБУ, единственное, что тогда смог сделать глава администрации президента (на то время) Ложкин — в законе о НАБУ подправить один пункт. В нем шла речь о том, что НАБУ имеет право расследовать деятельность президента. И это было гарантией неприкосновенности Порошенко, поэтому закон прошел, в общем.
Сейчас НАБУ является одной из самых независимых организаций в Украине. Нельзя снять главу НАБУ просто так своим решением. Его могут снять только на основании аудита, проведенного тремя независимыми экспертизами. Только в таком случае ему можно выразить недоверие. Во всех остальных случаях он защищен от своеволия руководителей, даже президента.
В связи с тем, что судебная система остается такой же коррумпированной как была. Согласно судебной реформе, принятой Радой, все судьи до 2018 года подчиняются президенту — он имеет право назначать и снимать судьей без согласования с Верховной Радой. И все дела, которые предавались НАБУ в суды, разваливались просто на ровном месте. Поэтому НАБУ сейчас работает в старой доброй традиции, как это было еще во времена Советского союза, когда КГБ называли конторой, и было такое выражение: "контора пишет". Так вот НАБУ сейчас пишет на всех. Они там формируют дела уголовные, они формируют доказательную базу и как только сложиться благоприятные обстоятельства, они это все передадут в суд. Теперь вопрос суда: где судить коррупционеров по законам, справедливо, чтобы это дошло до какого-то логического конца?
Хотя Насиров – это ключевая фигура в плане политической системы руководства страны. Потому что с его кормушки кормятся практически все. Тут задеты такие силы, что даже Рада посвятила свое заседание этому вопросу. Причем оно было посвящено не тому, как достать Насирова и доставить его в НАБУ для дачи показаний, а тому, как снять Сытника. Они решали вопрос о создании трехсторонней комиссии по проведению экспертизы деятельности главы НАБУ. Единственное, что: человек, предложенный посольством США, получил всего лишь 86 голосов, человек, предложенный Верховной Радой Украины – 214 голосов. Поскольку своего кандидата не удалось провести, то вопрос пока отложен. Непонятно, в долгий ящик или нет. Думаю, что нет, будут искать способы.
Все это можно охарактеризовать так: это попытка нынешней власти защитить себя. Они очень быстро и очень активно отвечают на вызовы, которые ставятся перед ними в плане удержания власти. Мы же прекрасно все понимаем, что если Насыров начнет давать показания, то вертикаль власть может рухнуть в один момент. Поэтому таких людей берегут как зеницу ока. Если Гонтарева будет вызвана в НАБУ и начнет давать показания – случится тоже самое: власть рухнет. Это такие ключевые фигуры, которые будут оберегать до последнего. Власть мобилизуется, чтобы не допустить плохого для себя исхода. Но для этого, так как НАБУ выполняет свои функции (плохо или хорошо пока не так, как хотелось бы, но, тем не менее, выполняет), на него надо найти управу.