Известный полевой командир самопровозглашенной ЛНР Павел Дремов ("Батя") погиб 12 декабря в собственном автомобиле в результате взрыва. Атаман активно участвовал в боевых действиях против украинской армии, а также неоднократно обвинял "руководителей" ЛНР в коррупции и разворовывании российской гуманитарной помощи. Представители так называемых "силовых структур" ЛНР уже возложили ответственность за убийство на украинскую ДРГ, однако, как и в случае с гибелью еще одного влиятельного боевика Алексея Мозгового, местные жители скептически отнеслись к этой версии. Среди них распространено мнение, что ставленник Владимира Путина, главарь ЛНР Игорь Плотницкий, последовательно убирает неугодных ему полевых командиров — Дремов стал уже пятым влиятельным боевиком, которого ликвидировали в 2015 году.
Командир так называемого "6-го отдельного мотострелкового казачьего полка им. Платова" Павел Дремов был убит в субботу, 12 декабря, в результате взрыва, предположительно, магнитной мины, закрепленной под днищем его автомобиля Land Rover. Накануне, 11 декабря, он женился в Стаханове на жительнице Санкт-Петербурга, а на следующий день собирался отметить это событие в местном ресторане. Однако банкет пришлось перенести, поскольку днем 12 декабря Павлу Дремову срочно пришлось выехать в соседний Первомайск. Проехав казачий блокпост у города Ирмино, автомобиль Дремова взорвался, атаман погиб на месте, а его водитель скончался по дороге в больницу.
Из каменщиков в "князи"
До 2014 года Павел Дремов работал обычным строителем-"шабашником" в Луганской области. Одновременно он был активистом местной казачьей организации, связанной с российским "Всевеликим войском Донским". В марте того же года он стал участником сепаратистских и антимайдановских митингов, завершившихся штурмом и захватом Управления СБУ в Луганской области 6 апреля. Однако затем его взгляды разошлись с тогдашним главарем самопровозглашенной ЛНР Валерием Болотовым. Дремов считал, что нужно действовать быстро, формировать вооруженные отряды и установить власть сепаратистов в максимально возможном количестве населенных пунктов, а Болотов занял выжидательную позицию, вероятно, надеясь на прямую российскую интервенцию. Как и еще один известный боевик, командир так называемой "механизированной бригады "Призрак" Алексей Мозговой, Павел Дремов отправился в Северодонецк, где сформировал "казачий" отряд приблизительно в 150 человек. Летом 2014 года отряд разросся до 1 тыс. человек, стал называться "1-й казачий полк им. Платова" и вошел в подчинение командира так называемой "Казачьей национальной гвардии" (КНГ) Николая Козицына, известного своими грабежами, а также контрабандными поставками угля на подконтрольную властям Украины территорию.
Мозговому и Дремову удавалось удерживать Лисичанск и Северодонецк до второй половины июля 2014 года, пока тогдашний "министр обороны "ДНР" Игорь Гиркин (Стрелков) не оставил Славянск. На обычных автобусах и грузовиках они смогли прорваться на юг, не дожидаясь, пока украинские войска создадут более плотное кольцо окружения. Казаки Дремова заняли Первомайск и Стаханов, тогда как отряды Мозгового — Брянку и Алчевск. На этих рубежах казаки Дремова сумели продержаться, поскольку основные усилия украинской армии тогда были сосредоточены на попытках окружить Луганск.
Осенью 2014 года казаки Дремова участвовали в боях на Бахмутской трассе, а зимой 2015 года — в районе Дебальцево. Также в августе 2015-го казаки Дремова сумели занять железнодорожную станцию "Марьевка", неподалеку от Первомайска. Таким образом, "полк" Дремова был одним из немногих казачьих формирований боевиков, который по большей части воевал, а не занимался в тылу грабежами, контрабандой и "отжимами" имущества.
Несмотря на это, отношения Дремова с верхушкой ЛНР были достаточно сложными. Являясь сторонником казачьей автономии, идей "народовластия" и борьбы с олигархией, Павел Дремов, как и Алексей Мозговой, не желали подчиняться Валерию Болотову и сменившему его ставленнику Кремля Игорю Плотницкому. По мнению "Бати", они были лишь временно назначенными начальниками, а не лидерами, избранными народом. Как и Мозговой, Дремов считал, что в ЛНР фактически воспроизводятся прежние украинские порядки. Кроме того, "Батя" был противником Минских соглашений, полагая, что война должна продолжаться до создания так называемой "Большой "Новороссии" на территории южных и восточных областей Украины.
До поры до времени "власти" ЛНР не конфликтовали с популярным атаманом, оставляя, впрочем, без внимания его просьбы помочь Стаханову и Первомайску, в которых осенью 2014-го — весной 2015 годов сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Параллельно "власти" ЛНР распространяли слухи, что гуманитарная помощь, топливо и медикаменты не доставляются в эти города, равно как и в контролируемый Мозговым Алчевск, по вине самих командиров, которые "не признают ЛНР". В результате Дремов был вынужден несколько раз выступать перед жителями города, объясняя, что их проблемы возникли из-за козней и коррупции среди верхушки ЛНР, "забывшей о бедах простых людей". В целом Дремову удавалось поддерживать дисциплину, поэтому население Стаханова и Первомайска не испытало на себе всех "прелестей" казачьего правления, как это было на юге Луганской области.
Внимание, видео содержит ненормативную лексику
Затем последовало знаменитое обращение Дремова к президенту России Владимиру Путину и мировой общественности, в котором он обвинил Игоря Плотницкого и его окружение в контрабанде угля, связях с бывшими членами Партии регионов и хищении российской гуманитарной помощи. В случае угрозы своей жизни, атаман пообещал опубликовать некие компрометирующие Плотницкого материалы, содержащиеся на флешке.
Тогда же Дремов умудрился поругаться с тогдашним главным военным куратором ЛНР, начальником штаба 58-й армии ВС РФ Сергеем Кузовлевым. Атамана не устроила необходимость заниматься военной бюрократией, составлять массу отчетных документов, а также требование войти на правах обычной мотострелковой части в "народную милицию ЛНР".
Осенью 2014 года и зимой 2015-го, после серии кровавых разборок между "народной милицией" ЛНР и КНГ, Николай Козицын был удален в Россию. Поскольку последний союзник Дремова, Алексей Мозговой, в апреле 2015 года вступил в "милицию ЛНР", "Бате" не оставалось ничего иного, кроме как сделать то же самое, приняв "знамя" "6-го мотострелкового полка" из рук Игоря Плотницкого. Суть компромисса состояла в том, что Дремов обязался "забыть" о своей особой позиции, а взамен ему гарантировалось сохранение казачьего статуса полка и его регулярное снабжение в рамках "милиции ЛНР".
"Исключительно силовой вариант"
Представители так называемого "МГБ" ЛНР сразу заявили, что приоритетными версиями убийства Дремова являются нападение украинской ДРГ и личный конфликт атамана с кем-либо из "пока неустановленных следствием лиц". Однако версию с ДРГ местные жители восприняли скептически, усмотрев в гибели Дремова прямую аналогию с гибелью в 2015 году ряда других известных полевых командиров. Напомним, что 1 января был сожжен из огнеметов Александр Беднов ("Бэтмен"), которого подконтрольные Плотницкому "силовики" ЛНР, якобы, пытались доставить на допрос. 23 января был расстрелян в автомобиле казачий "мэр" Первомайска Евгений Ищенко, близкий соратник Дремова. Затем, 23 мая, недалеко от Алчевска вместе с охраной был убит Алексей Мозговой, а 14 июня ликвидирован еще один влиятельный казачий командир — комендант Перевальска Игорь Торгашов.
Собеседник "Апострофа", близкий к казакам ЛНР, рассказал, что в "республике" циркулируют слухи, будто при Плотницком действует некий "эскадрон смерти", состоящий из российских спецназовцев и выполняющий приказы только самого главаря ЛНР и его российских кураторов. "Не секрет, что Плотницкий и его московские кураторы не терпят инакомыслия. Всем известно, что, несмотря на договоренности, Дремов, как и казаки в целом, лишь на словах поддерживали ЛНР, а на самом деле ненавидели всю эту луганскую компанию", — рассказал "Апострофу" собеседник в "полиции" оккупированной части Луганской области. По его словам, в Стаханове в последнее время рассказывали, что Дремов хочет "выйти из игры" и близок к отъезду в Санкт-Петербург. Накануне свадьбы он действительно ездил туда, видимо, для того, чтобы познакомиться с родственниками невесты и сыграть "первую часть" свадьбы.
Собеседники "Апострофа" в ЛНР убеждены, что убийство Дремова — дело рук Игоря Плотницкого или его окружения из "угольного лобби". "Якобы, Дремов хотел сделать так, чтобы деньги, вырученные от продажи местного угля в Украину и Россию, шли местным, а не оседали непонятно у кого в Луганске. Но желание влезть в угольные темы в ЛНР всегда жестко пресекается", — считает один из жителей Стаханова.
О том, что убийц Дремова следует искать не в Киеве, а в Луганске либо в России, намекнул и Николай Козицын. По его словам, ликвидаторы боевика — это некие "шакалы в погонах". "У меня была информация, что его ("Батю") должны уничтожить. Он отнесся к этому прохладно, не обеспокоился своей безопасностью. Машина, в которой его взорвали, была ему подарена, а мина уже была заложена в ней. За все, что там происходит, в "Луганде", за все убийства, заточения в камерах сотен казаков и простых граждан подлецы понесут ответственность", — заявил Козицын 12 декабря, сразу после инцидента возле Первомайска.
Примечательно, что в попавшей не так давно в интернет справке с данными на конкурентов, способных навязать борьбу кандидатам от подконтрольного Плотницкому движения "Мир Луганщине" на местных выборах 2016 года, отмечено, что Павел Дремов способен организовать "массовые и силовые акции". В качестве варианта нейтрализации атамана авторы документа — представители движения "Луганская гвардия" — предлагали "исключительно силовой вариант".