В Киеве завершила работу ежегодная XIII международная выставка "Оружие и безопасность-2016", которая проходила с 11 по 14 октября. На ней были показаны новейшие образцы бронетехники, средств связи, амуниции, стрелкового, ракетного и артиллерийского вооружения, беспилотных летательных аппаратов. Большой интерес вызвало новое слово в деятельности украинского ВПК - дистанционные наземные беспилотные комплексы, а проще говоря - боевые роботы - "Фантом" и "Пиранья".
Впервые боевой робот "Фантом" был представлен госконцерном "Укроборонпром" в конце августа, а в октябре его продемонстрировали на выставке "Оружие и безопасность-2016", которая закончила свою работу в пятницу. Машина представляет собой маленький шестиколесный бронетранспортер, высотой в половину человеческого роста и длиной около 3 метров. "Фантом" вооружен
Еще одним образцом боевого робота, представленным на выставке, стал комплекс "Пиранья". В отличие от "Фантома", это гусеничная машина. Она меньше в размерах (длина 1,5 м и высота 50 см), но может быть оснащена более тяжелым вооружением - 12,7 мм пулеметом НСВТ либо 40 мм гранатометом УАГ. "Пиранью" вряд ли можно использовать для транспортировки людей или грузов, но возможности у нее тоже достаточно широки. Робот способен вести разведку, служить постановщиком помех или ложных целей, с помощью своего оружия подавлять огневые точки противника или поражать легкобронированные цели, а также служить передвижной радиостанцией. Среди прочего, указана функция "камикадзе" - это когда аппарат начиняют взрывчаткой и используют в качестве дистанционной мины.
Наземные боевые роботы - это важный шаг деятельности украинского ВПК, потому что в других странах, например, в США и Израиле, "роботизация" армий ведется достаточно давно. К примеру, в Израиле уже достигли определенных успехов: в 2009 году на вооружение израильского ЦАХАЛА поступил беспилотный автомобиль Guardium, уже получивший боевое применение. Однако создать полностью автономного боевого робота, который мог бы самостоятельно принимать решения в бою, ни в одной из стран пока не удалось - мешает несовершенство технологий. Во всех случаях, это устройства, которыми дистанционно управляют люди.
Еще одна проблема - наличие защищенных каналов связи, актуальная для украинских изделий. По мнению члена парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Дмитрия Тымчука, тот же "Фантом" будет сложно использовать в условиях войны на Донбассе, где противник располагает мощными средствами радиоэлектронной борьбы. С их помощью управление аппаратом может быть подавлено или перехвачено. "И если в случае с беспилотным летательным аппаратом еще может быть запущен алгоритм возвращения на базу, то с наземным роботом такой номер может не пройти", - пояснил Дмитрий Тымчук.
Бывший заместитель гендиректора "Укроборонпрома", эксперт по вопросам ВПК Максим Глущенко считает опасным применение "Фантома" в качестве эвакуатора для раненых: лежащие на корпусе машины люди ничем не защищены, тогда как по роботу непременно будет вестись огонь. По мнению Глущенко, подобные изделия могут быть интересны для использования в городских условиях, но в этом случае может возникнуть еще большее количество различных помех, которые сузят радиус дистанционного управления роботом до 400-500 метров. Эти проблемы решаются с помощью проводного управления аппаратами, но оба эксперта сходятся во мнении, что провод совершенно ненадежен, поскольку может быть легко перерезан противником в любом месте и дорогостоящая машина попадет в "плен".
Тем не менее, Совет национальной безопасности и обороны в феврале 2016 года указал, что наземные беспилотные комплексы необходимы для армии. Правда, тот же "Фантом" создавался путем самофинансирования: как отметил Дмитрий Тымчук в гособоронзаказе пока нет строчки на производство украинских боевых роботов.