Президент Украины Петр Порошенко недавно анонсировал создание Центров психологической реабилитации для участников антитеррористической операции. По его словам, сейчас Киев вместе с трастовыми фондами НАТО разрабатывает соответствующие программы. Кто и как сегодня занимается психологической реабилитацией бойцов АТО, насколько необходима им государственная поддержка, и почему власть опаздывает в этом вопросе, "Апострофу" рассказывает психолог Дарья Отыч.
Политико-экономические процессы, которые происходят в нашей стране, негативно сказываются на психическом здоровье населения. И если для рядовых граждан в сложившейся ситуации характерными являются чувства тревоги, безысходности, агрессии, грусти, апатии и досады, то для людей, которые находятся в самом центре событий, переживания могут быть настолько сильными, что справиться с ними самостоятельно они уже часто не могут. Одной из групп населения, у которой часто возникает потребность в психологической помощи, являются бойцы АТО. Участие в боевых действиях сопровождается переживанием разнообразных сложных ситуаций, которые связаны с большой ответственностью и эмоциональным напряжением. Последствия пребывания военного в таких состояниях могут быть разрушительными для его личности.
В связи с этим создание Центров психологической реабилитации для участников АТО, анонсированное Порошенко, является логичным, хотя и немного запоздалым, решением.
Еще три года назад, с началом АТО, большое количество психологов-волонтеров начали вести свою деятельность, которая была направлена на поддержку и реабилитацию военнослужащих и их семей. Они создавали гражданские объединения или подключались к их деятельности (например, ГО "Studena", ГО "Творча Криївка", ГО "Психологічна підтримка та реабілітація "Вільний вибір"), проводили научные исследования, разрабатывали и внедряли новые способы психологической диагностики и работы с такой группой клиентов. По всей территории нашей страны почти с начала боевых действий происходят мероприятия, главной целью которых является помощь бойцам АТО в реабилитации. Это практические и научные конференции, круглые столы, семинары, обучающие программы. При многих учреждениях, в том числе и государственных, открываются центры психологической реабилитации.
Так, в марте 2014 года при Институте психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины был создан Кризисный центр медико-психологической помощи, одним из приоритетных направлений которого является работа с участниками АТО. При этом работники института проводят свою работу не только в условиях кабинета, а и периодически выезжают в зону боевых действий.
Военные психологи, которые работают и в Национальной гвардии Украины, также активно работают с военнослужащими. Они не только проводят реабилитацию бойцов, но и внедряют психологические средства предотвращения негативных последствий боевых действий, обучают солдат само- и взаимопомощи, проводят профессиональную подготовку молодых специалистов-психологов.
Кроме того, в Украину был приглашен Фрэнк Пьюселик, американский психолог, разработчик системы реабилитации ветеранов военных конфликтов в США и постоянный консультант Корпуса мира. Он не только активно делится актуальной информацией и опытом, проводит лекции, дает интервью и комментарии, а и обучает психологов технологии проведения психологической реабилитации.
Несмотря на такие активные действия украинских психологов, до сих пор общегосударственная система психологической реабилитации участников АТО просто отсутствует. Работа с бойцами часто происходит, базируясь на "гражданских позициях" психологов, а недостаток нормативных документов значительно усложняет оценку эффективности их деятельности и уровень профессионализма.
Конечно, современное общество не может ждать, пока неповоротливая государственная машина отреагирует на актуальную потребность в психологической помощи разным группам населения, пострадавшим от военных действий. Однако внедрение программ адаптации бойцов, открытие Центров их реабилитации и разработка общегосударственных стандартов в сложившейся ситуации лишним не будет.