RU  UA  EN

Субота, 20 квітня
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Суспільство

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Погляд

Бизнес-коммуникации смутного времени

Пока в стране живут люди, они продолжают играть в привычные игры цивилизованного общества – в частности, пытаться зарабатывать деньги. Вот только условия для ведения любой экономической деятельности в наше смутное время, когда будущее видится через пелену плотного тумана, сложно назвать комфортными. Финансы любят тишину и безопасность: и оптимизм инвесторов, и поведение потребителей зависят от прогнозируемости жизненных перспектив хотя бы в рамках среднесрочного временного горизонта. И зашкаливающий уровень бизнес-рисков закономерно означает снижение деловой активности и застой на рынках.

В этих условиях коммуникационные механизмы, с помощью которых компании взаимодействуют со своими стейкхолдерами (заинтересованными сторонами всех категорий, прямо или опосредованно влияющими на бизнес-процессы) требуют модернизации. Подробно о том, как именно это сделать, будут говорить 2 апреля 2015 г. на XIII Международном PR-Фестивале в Киеве.

А пока точка отсчета и общий вектор необходимых изменений.

Прежде, чем что-то как-то кому-то сказать, на микроуровне следует очень тщательно оценить последние сдвиги в массовом сознании/подсознании. А на макро перестать, наконец, устраивать ритуалы карго-культа вокруг иностранных кредитов и направить усилия на поддержание жизнеспособности остатков украинской экономики. Это в общих интересах всех тех, кто все еще связывает свое будущее и будущее своей семьи с Украиной.

На практике это означает, как минимум что:

    1.Государство должно проводить протекционистскую информационную и прочую политику по отношению к внутренним и внешним инвесторам. Заниматься бизнесом в стране, на территории которой идут военные действия, – само по себе героический поступок. Независимо от того, что за этим стоит: патриотизм, алчность или безысходность.

    2.Компании должны пересмотреть:

    - Смыслы, с которыми работают корпоративные коммуникаторы. Психографическая сегментация потребителей сегодня совершенно другая, чем два года назад. Обострившееся чувство собственного достоинства, низкая терпимость к чужому мнению, избыточная политическая озабоченность, тотальное недоверие всех ко всем – вот только некоторые приметы нашего времени, которые нужно учитывать;

    - Каналы коммуникации, которые используются для трансляции смыслов. Стремительно редеющие ряды СМИ и замусоренное интернет-пространство заставляют бизнес искать новые решения. И зачастую, эти решения предполагают акцент на подконтрольных каналах коммуникации и прямых контактах со стейкхолдерами при одновременном сворачивании прямой медийной активности. Это плохая новость для потребителей информации и для СМИ, потому что в этом случае тот, кто платит за производство и распространения контента, не обязан учитывать ничьи интересы и придерживаться канонических стандартов журналистики. Но в этом дегте ложка меда заключается в том, что качественно подготовленная информация из первых рук может быть полезнее, чем искаженные личными предпочтениями теневого бенефициара и политическими взглядами редактората/журналистов словесные кружева.

    - Приоритетные категории стейкхолдеров. В том числе, в пользу внутренней общественности. Во-первых, потому что мотивацию персонала к производительной деятельности нужно поддерживать тщательнее, чем когда-либо. Во-вторых, потому что во фрагментированном информационном пространстве, где каждый популярный эккаунт социальной сети, уже представляет собой точку разгона сигнала, сотрудники должны быть послами и адвокатами корпоративного бренда, а не детракторами, дезавуирующими официально утвержденные мессиджи.

    - Акценты программ социальной ответственности. Креативные бесполезные флеш-мобы и громкий шум вокруг малых дел оставьте активистам. Перед лицом трагических катаклизмов лицемерие неуместно. Первая и главная ответственность бизнеса перед обществом – добросовестная работа по удовлетворению рыночных потребностей, сохранение рабочих мест, создание добавленной стоимости, уплата налогов. А вторая – РЕАЛЬНАЯ помощь (по мере возможности) тем, кто из-за событий последнего времени оказался в сложной жизненной ситуации.

    - Роли участников бизнес-процесса «Связи с общественностью» и функционал корпоративных коммуникаторов. Фактическим менеджером репутации компании, по сути, сейчас является не только PR-специалист, занимающийся этим по долгу службы. А и топ-менеджмент, и сотрудники с потребителями, имеющие разветвленную сеть социальных контактов. Поэтому функции корпоративного «пиарщика» сегодня – не просто обычный функционал универсального солдата. Но и компетенции стратегического видения и коучинга.

    3.И государство, и бизнес, повинуясь инстинкту самосохранения, должны словом и делом транслировать в глобальное информационное пространство один основополагающий посыл: в Украине МОЖНО заниматься бизнесом. Да, сложно, да, больно. Но рисктейкеры могут надеяться на шампанское.

К сожалению, у Украины немного шансов хотя бы относительно быстро вернуть деловую активность к уровню 2013-го, а еще лучше 2008 г. Международная политическая ситуация и вызванные ею глобальные экономические конвульсии к этому не располагают. А отставание экономики от развитых стран уже накопленное на момент развала Союза, за годы независимости только усугубилось. И наверстывать упущенное – словом, делом, правильной коммуникацией – нужно уже вчера. Потому что быстро и незаметно можно менять политиков, чиновников и общественников, а вот процессы работы бизнеса всегда пролонгированы во времени и имеют отсроченные результаты.