Весь мир облетели кадры беспорядков в парламенте Македонии, куда накануне ворвались протестующие. Но политический кризис в стране начался далеко не вчера: протесты стали результатом того, что на внутренние проблемы Македонии слишком долго не обращали внимания как Евросоюз, так и соседние балканские страны, помимо тех, кому эти проблемы выгодны. Как рассказывает "Апострофу" эксперт Мария Кучеренко, держит руку на пульсе и Россия, которой необходима война на балканском направлении.
Как это было
Одного внимательного взгляда на карту Балкан достаточно, чтобы понять, почему Македония так разительно отличается от западнобалканских стран: здесь сошлись влияние Греции, Болгарии, Албании и Сербии, где-то вступая в противоречие, а где-то просто наслаиваясь друг на друга.
Нельзя сбрасывать со счетов и косовский фактор – Македония вынесла из битвы за Тетово (2001 года), когда мирное население страны требовало у силовиков защиты от албанского вторжения под руководством Али Ахмети (создатель аналога Армии освобождения Косово – Армии национального освобождения), и последующих Охридских соглашений свои горькие уроки.
В ноябре 2004 года в Македонии прошел референдум о статусе албанского меньшинства, по итогам которого в стране активизировались националистические силы, несмотря на провал волеизъявления по причине низкой явки.
Но уже в 2008 году Али Ахмети, будучи лидером партии "Демократический союз за интеграцию", которая по сути являлась политическим продолжением АНО, заявил, что в случае притеснения албанского меньшинства и попыток централизации власти повторение военного сценария для Македонии неизбежно. Именно под давлением Ахмети и его соратников Македония признала независимость Косово, вызвав тем самым новую волну протестов этнических македонцев и ряд нот протеста со стороны Сербии.
Силовое продолжение этот конфликт получил только в 2015 году, когда представители проалбанских военизированных групп напали на македонских полицейских в городе Куманово. Это происходило на фоне и без того острого политического кризиса в стране: правящая партия "Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия за македонское национальное единство" (ВМРО-ДПМНЕ) вступила в жесткое противостояние с Социал-демократическим союзом Македонии. В борьбе за власть были задействованы все механизмы: лидер СДСМ Зоран Заев обнародовал записи с прослушивающих устройств разговоров первых лиц ВМРО-ДПМНЕ, которые обсуждали масштабные коррупционные схемы и информацию о незаконном прослушивании, организованном главой правительства Николой Груевским.
В связи с этим скандалом в стране был запущен механизм проведения досрочных выборов, на которых большинство голосов получила ВМРО-ДПМНЕ, спекулируя на вопросах безопасности края. Но даже откровенные манипуляции не помогли правым сформировать коалицию, в то время как Заев сумел привлечь на свою сторону проалбанские партии, закрепив, таким образом, формирование коалиции за собой. Но согласие албанцев на подобный сценарий было достигнуто дорогой ценой: обещанием расширить права албанского меньшинства и предоставлением албанскому языку статусу второго государственного.
Очевидно, что этот сценарий не устраивал македонцев, и потому вчера протест вышел на очередной силовой виток: протестующие ворвались в парламент, требуя отмены решения социал-демократов назначить Талята Джафери, македонского политика албанского происхождения, спикером парламента страны. Наслоилась на это и несостоявшаяся передача экс-премьера Косово и экс-начальника штаба АОК Рамуша Харадиная Сербии – Харадинай является воплощением всего албанского не только для сербов края Косовска Митровица, которые вчера тоже вышли на улицы, но и для македонцев, националистические настроения которых и так подогреты донельзя. Ночью полиция пыталась прекратить протест применением светошумовых гранат, а президент страны обратился к гражданам с требованием "покоя для Македонии и порядка", созвав лидеров всех партий на экстренное совещание, которое должно состояться в пятницу.
Между албанским доминированием и русскими капиталами
Официальной Москве необходима дестабилизация на балканском направлении любой ценой. Это касается и столь желанного для России аспекта военного присутствия на полуострове, и перспектив "Турецкого потока", ярым сторонником строительства которого являлся Никола Груевский. Македонцы же уповают на московское присутствие как на гарантию собственной безопасности от очередного албанского вторжения, которое сейчас близко как никогда с момента начала кризиса в 2015 году.
Весь этот контекст только увеличивает скептицизм Македонии относительно членства в ЕС и необходимости такого сотрудничества: лидеры ЕС призывают президента Иванова уважать "итоги выборов и демократию" и не препятствовать формированию проалбанской коалиции. Поддерживает этот призыв и Федерика Могерини, вполне обосновано опасаясь, что это противостояние может перерасти в широкомасштабный международный конфликт.