Аспирант-историк из Калифорнийского университета Эндрю Корнблют считает, что Россия в своей внешней политике применяет технологию троллинга.
Об этом он написал в своей статье для Atlantic Council.
"В классическом виде троллинг — это поведение интернет-пользователей, которые пишут провокационные тексты в онлайн-форумах и соцсетях, чтобы перессорить других. Хотя чаще всего троллинг — это пустая провокация, в прошлом году выяснилось, что Кремль платит многочисленным наемным троллям за написание и раскрутку постов, восхваляющих оккупацию украинской территории и ругающих критиков власти. Но может ли троллинг быть политикой государства? Начнем с того, что тролли, вне зависимости от ярости, которую они пробуждают в сети, — вовсе не те люди, которые хотят решительно отвернуться от реального мира. Они получают удовлетворение и привлекают к себе внимание, когда язвят в сети, но вне интернета живут нормальной жизнью. Если учесть это, то внезапное вступление России в войну в Сирии можно расценить как продолжение длинного ряда троллинговых кампаний, начиная с запрета международного усыновления три года назад. Все это было придумано, чтобы уколоть Запад и подбодрить россиян, без риска вызвать настоящий кризис в международных отношениях. Война в Украине в этом отношении оказалась серьезным просчетом", — отметил историк.
Он обращает внимание на то, что российские авиаудары по сирийским повстанцам сопровождаются почти что незамаскированными просьбами к западным правительствам отменить режим изоляции России.
По наблюдениям Корнблюта, троллинг является эффективным заменителем конструктивных действий.
"Досаждая другим, тролли имитируют активность и успокаивают гложущее их чувство беспомощности. Подобным образом военные авантюры Путина в Украине и Сирии успешно отвлекают внимание от продолжающегося разрушения человеческого и экономического капитала России", — написал он, подчеркнув кратковременность "удовлетворения от троллинга".
"Чтобы поддерживать внимание к себе, тролли должны постоянно находить новые и разнообразные способы досаждать оппонентам. Отсюда и головокружительный переход от поддержки и стимулирования так называемых "народных республик" в Донецке и Луганске, которые исчезли с российских телеэкранов и газетных полос чуть ли не за одну ночь, к "антитеррористической кампании" в Сирии", — пишет Корнблют.
По его мнению, тактика троллинга не может служить платформой для долгосрочной стратегии. Вместо идеологического антагонизма с Западом у российского государства-тролля есть только раздражительность и злорадство. Российская элита зависит от Запада как места отдыха, лечения, учебы детей и отмывания денег. У правителей России больше общего с богачами Запада, чем с российскими пенсионерами, которые едва сводят концы с концами.
"Опасность заключается в том, что троллинг может перерасти в смертельную конфронтацию. Этот риск стал реальностью, когда после месяцами повторявшихся российских вторжений в воздушное пространство других государств — от стран Балтии до Японии — Турция сбила бомбардировщик, в очередной раз пролетевший над ее территорией. Расчет государства на троллинг в идеологическом вакууме дает и некоторые основания для надежды. В конце концов, уравновешенный и трезвый ответ, как в сети, так и в реальной жизни, часто может утихомирить тролля. В атмосфере смятения, вызванного российской интерлюдией в Сирии, многие, похоже, забыли, что санкции и дипломатический остракизм вынудили Кремль сдержать подконтрольные ему силы в Донбассе. Хотя конфликт в Восточной Украине продолжает каждый день уносить жизни и время от времени разгорается вновь, с января 2015 года не было предпринято ни одного крупного наступления", — подчеркивает историк.
Читайте также материал "Апострофа": Путин и его иллюзорный мир.
По материалам "Открытой России"