RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Украинские евреи есть благодаря Путину, - Яков Дов Блайх

Главный раввин Киева и Украины рассказал, как война повлияла на жизнь евреев в нашей стране

Главный раввин Киева и Украины рассказал, как война повлияла на жизнь евреев в нашей стране Главный раввин Киева и Украины, глава Объединения иудейских религиозных организаций Украины Яков Дов Блайх Фото: УНИАН

В кулуарах завершившейся 18 сентября Ялтинской Европейской стратегии (YES) "Апостроф" пообщался с главой Объединения иудейских религиозных организаций Украины ЯКОВОМ ДОВ БЛАЙХОМ. По словам главного раввина Киева и Украины, война, которая идет на Донбассе, не касается еврейской общины, а ее представители во враждующих странах продолжают поддерживать контакты. В интервью "Апострофу" Яков Блайх также рассказал, как, по его мнению, изменилась Украина со времен второго Майдана, и указал на ошибки власти, которые та допускает в борьбе с коррупцией.

- Как вы оцениваете изменения, которые произошли в Украине после Майдана? Поменялась ли жизнь в стране к лучшему?

- Давайте подумаем, какой была цель Майдана. Ибо когда мы знаем, какова была наша цель, тогда можем понять, достигли мы ее или нет. Мне кажется, что очень много из того, чего хотели люди, было достигнуто. Я говорю о свободе, и не только о свободе передвижения, которая, возможно, была и раньше, но о свободе выражать свое мнение, свободе бизнеса, рынка. Так что мы достигли очень многого. Поэтому нельзя сказать, что изменений нет.

Украина изменилась, она уже совсем не та, что была раньше. Теперь нужно шаг за шагом двигаться дальше. Может быть, мы не избавились полностью от коррупции, но зато в парламенте есть политические партии, есть свобода прессы, свобода слова, люди могут развивать бизнес. Никто сегодня не придет к ним и не скажет: дай мне 50%. Кроме того, Украина стала наконец Украиной. Украинцы как нация стали гордиться тем, что они здесь живут.

- Лично вы гордитесь Украиной?

- Конечно. Евреи тоже гордятся. Мне кто-то однажды сказал интересную вещь: мол, нет украинских евреев, все евреи были или из Польши, или из России. А я сказал: нет, украинские евреи есть. Благодаря Путину есть украинские евреи. Поэтому сегодня все евреи в Украине гордятся тем, что они здесь живут.

- Много ли евреев сегодня осталось на востоке Украины?

- На Донбассе жило около 20 тыс. евреев. Сейчас, мне кажется, уже больше половины там нет. Часть уехала в Израиль, часть - в другие места.

- То есть, можно сказать, что сейчас евреи массово уезжают из Украины?

- Нет, я думаю, что с Донбасса уехали. Другие ведь тоже оттуда уехали, когда началась война. Но, как мне кажется, сейчас ситуация стабилизировалась.

- Сейчас евреям в Украине живется легче или тяжелее, чем до Майдана и последующих событий?

- После этих событий всем стало тяжелее экономически и легче политически. Поэтому сложно сказать.

- А какую проблему вы считаете для Украины самой главной сегодня? Может быть, это коррупция?

- Сегодня самая большая проблема - это агрессия и война, которая плохо влияет на экономические возможности Украины. Я не могу сказать, что главной проблемой является коррупция. Коррупция - это всего лишь деталь в общей картине. От коррупции, конечно, нужно избавиться, но в общем Украина страдает от войны и от сложной экономической ситуации, которая есть следствием войны и агрессии.

- Как Украине победить Россию? Ведь очевидно, что просто так та ее в покое не оставит…

- Я не думаю, что это Россия. Это Путин и такая его политика. Но никто не вечен, и Путин сам сказал, что может быть, он не пойдет еще раз на выборы.

- А как быть с теми пророссийски настроенными украинцами, которые живут на Донбассе и в Крыму?

- Поверьте мне, они все захотят лучше жить в Украине, чем в России. Это на миллион процентов! Потому что в Украине - свобода, демократия и возможности, которых у них будет все больше. А в России будет только то, что есть сейчас.

- Вы вспомнили о коррупции… В последнее время у нас почти каждый день кого-то задерживают. По вашему мнению, это действенные методы?

- Я думаю, что это не борьба с коррупцией. Настоящая борьба – в образовании. Нужно научить молодых людей, новое поколение, которое выросло уже не при Советском Союзе, не быть коррумпированным. А у нас в Украине существует цикл - каждая новая власть, когда приходит, сажает предыдущую, и так каждый раз. Нужно, чтобы новые люди не пошли по этому пути, это самое главное. Я - не генеральный прокурор, не премьер-министр и не президент. Но я вам скажу, как мне кажется: мы каждый раз ищем, кто был плохим. И это продолжается до бесконечности. Нужно это остановить.

Также нужны партии, которые построены на идеях, а не на личностях. Где люди думают не о себе, а о народе. Тогда будет возможность развивать страну. Мне кажется, что в Украине на законодательном уровне нужно запретить называть партии именем человека.

- Ну, тогда у нашего президента не будет своей партии...

- Пусть будет партия, но она должна быть построена не на Петре Порошенко, а на той идее, которую он предлагает. А если не будет Порошенко, разве партии тоже не будет? Если есть блок Юлии Тимошенко, то без нее не будет партии? Тогда этого не надо. Нужно, чтобы партии были построены на идее, так, как это есть везде. Будь-то социал-демократы, либералы, консерваторы – называйтесь, как хотите, но именные партии - это все равно, что карманные партии. Как мне кажется, это не очень хорошо.

- Общаетесь ли вы с евреями России?

- Конечно, общаемся. Потому что это не еврейская война. Это война, развязанная Россией против Украины, она не касается еврейской общины. Мы стараемся быть вне политики. Я очень часто общаюсь с главным раввином Москвы, он - мой очень близкий друг, мы вместе учились много лет назад, еще в прошлом веке…

- Но все-таки на востоке Украины много евреев воюют против российской агрессии…

- Конечно, ведь они - граждане Украины. Почему нет?

- А может случиться так, что они встретятся на поле боя с теми евреями, которые воюют на стороне России?

- Так, как это было во время Первой мировой войны… Говорят, что тогда это был единственный раз в мире, когда евреи воевали с двух сторон. Я не знаю... Дай Бог, чтобы вообще никогда не было войны.

Читайте также