RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Мир

Второй украинский фронт: зачем Путин перебрасывает войска в Беларусь

В 2017 году из России в Беларусь планируется перевезти беспрецедентно большой объем военных грузов

В 2017 году из России в Беларусь планируется перевезти беспрецедентно большой объем военных грузов По мнению экспертов, в 2017 году под видом учений Россия планирует масштабную переброску своих войск в Беларусь Фото: Министерство обороны РФ

В 2017 году Вооруженные силы России намерены резко увеличить объемы перевозок железнодорожным транспортом в Беларусь. Так, по сравнению с 2015 годом, объемы перевозок увеличатся в 33 раза, а по сравнению с текущим годом - в 83 раза. Всего в 2017 году из России в Беларусь должны прибыть до 4162 вагонов с грузами военного назначения.

По мнению экспертов, такие масштабные перемещения могут свидетельствовать о планах российской стороны перебросить на территорию Беларуси значительную часть личного состава недавно воссозданной 1-й Гвардейской танковой армии Западного военного округа и развернуть там крупную воинскую группировку. Она может быть использована как для вторжения в Украину, так и для соединения с военной группировкой ВС РФ в Калининградской области и создания так называемого "прибалтийского котла".

Кроме того, появление таких сил на территории Беларуси означает установление полного военно-политического контроля над Минском, который пытается проводить "многовекторную" политику в украинско-российском конфликте.

О готовящейся в 2017 году масштабной переброске войск из России в Беларусь можно сделать вывод, изучив документацию конкурсных торгов по выполнению воинских грузовых перевозок в прямом международном железнодорожном сообщении для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Согласно ниже приведенной таблице, в следующем году также запланировано заметное увеличение количества вагонов с грузами военного назначения Вооруженных сил России в сторону Приднестровья.

В непризнанную Приднестровскую молдавскую республику железнодорожное сообщение из России идет через Украину. Состояние необъявленной войны между государствами логистике не мешает. Все прошлые годы россияне пользовались уловкой: перевозки осуществляла "дочка" одного из крупнейших грузовых железнодорожных перевозчиков России – зарегистрированное в Киеве ООО "Первая грузовая компания в Украине". Да и объемы перевозок составляли всего 20-30 вагонов. А вот в следующем году планируется переправить уже 131 вагон.

За все железнодорожные перевозки вне территории своего государства Минобороны России запланировало выделить свыше $20 млн.

Масштабы переброски воинских грузов действительно впечатляют. Ряд опрошенных "Апострофом" экспертов в Беларуси связывают это с проведением совместных стратегических командно-штабных учений "Запад-2017", которые должны пройти в Беларуси и в западных регионах России в сентябре следующего года.

Последний раз на территории двух государств такие учения проводились осенью 2013-го. А через два года Главное управление разведки Минобороны Украины обнародовало сравнительный анализ, из которого было видно, что и параметры учений "Запад-2013", и оперативное построение войск соответствовали реальным действиям российских подразделений в Донецкой и Луганской областях Украины весной 2014-го.

С привязкой такого объема грузовых воинских перевозок к масштабным двухсторонним учениям, в частности, согласен Денис Мельянцов, старший аналитик "Белорусского института стратегических исследований".

"Скорее всего, такая активность объясняется проведением в 2017 году очередных белорусско-российских масштабных учений "Запад-2017", которые и потребуют переброски значительного числа военнослужащих и вооружений в Беларусь. Такие учения обычно проводятся раз в два года. Но в прошлом году основные действия разворачивались на российских полигонах, поэтому большие объемы грузоперевозок в Беларусь не требовались", – сказал он "Апострофу".

Однако проведение учений не предполагает такой масштабной логистики, которая предусмотрена в тендере Минобороны России на следующий год, считает коллега Мельянцова Арсений Сивицкий, директор белорусского "Центра стратегических и внешнеполитических исследований" и офицер запаса Вооруженных сил Беларуси.

"Версия об учениях не подтверждается при сравнении данных по железнодорожным перевозкам за 2013 год, когда в Беларуси проходили "Запад-2013". От российской стороны в этих учениях у нас в республике принимали участие военнослужащие численностью чуть более половины отдельной мотострелковой бригады (приблизительно 2500 человек). Для их переброски российской стороне потребовалось 20 воинских эшелонов, что соответствует количеству в 200 вагонов. С учетом того, что в 2017 году Министерство обороны России собирается отправить в белорусском направлении в 20 раз больше вагонов, то это, скорее, свидетельствует о планах перебросить на территорию Беларуси большую часть недавно воссозданной 1-й Гвардейской танковой армии Западного военного округа, нежели просто поучаствовать в очередных совместных учениях. Также нужно учитывать, что определенное количество железнодорожных вагонов может проходить по секретной статье и не учитываться в тендере – это обычная практика при подготовке военных учений. Так что целесообразно умножить количество вагонов на коэффициент 1,5 для получения реального представления о масштабах переброски российских войск", – рассказал "Апострофу" Сивицкий.

На этом фоне как не вспомнить забытую было в прошлом году историю о "принуждении Лукашенко к открытию в Беларуси российской авиабазы". Осенью 2015-го власти Беларуси наотрез отказались размещать в республике российскую боевую авиацию. Хотя разговоры об этом шли уже третий год. Тем не менее в июне 2016 года представитель Минобороны Беларуси признал факт совместной командно-штабной тренировки по управлению авиацией и воинскими частями противовоздушной обороны, входящими в так называемую "Единую региональную систему противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации". В этой тренировке с белорусских военных аэродромов поднимались российские Су-27 и Су-34.

"И в прошлом, и в нынешнем годах вопрос российской авиабазы на территории Беларуси актуален, в первую очередь, для продолжения агрессивного внешнеполитического курса России. Белорусские власти всеми силами пытались дистанцироваться от конфликта в Украине, от активного участия на стороне России в новой "Холодной войне", однако их самостоятельность крайне ограничена. Лукашенко за годы своего правления сам поставил Беларусь в тотальную зависимость от России в экономическом и политическом планах. Следует ожидать новых требований и давления со стороны Кремля в сотрудничестве по военным вопросам, в том числе в вопросе развертывания российских вооружений и российских войск на территории Беларуси", – рассказал "Апострофу" сопредседатель партии "Белорусская христианская демократия" Виталий Рымашевский.

Мельянцов также считает, что вопрос российской авиабазы еще не закрыт: "Пока он отложен ввиду отчаянного сопротивления белорусской стороны. Для Минска российская авиабаза крайне вредна, так как она демонстрирует несамостоятельность Беларуси, способствует ухудшению отношений с Украиной и росту напряженности с Западом. И это в то время, когда Минск пытается добиться признания себя как нейтральной площадки для переговоров и проводить многовекторную политику".

Однако в этой истории важна не столько сама авиабаза (объект если и будет открыт, то не в чистом поле, а на имеющейся инфраструктуре военного аэродрома, и несколько тысяч вагонов для нее не потребуется), сколько последствия переброски такого количества российских войск в Беларусь.

"Если такое количество вагонов не является случайной ошибкой, то можно говорить о косвенных свидетельствах того, что Кремль в 2017 году собирается предпринять мероприятия по стратегическому развертыванию своей военной группировки на белорусской территории, что для Беларуси будет означать военное вмешательство России с целью установления полного военного и политического контроля. В случае крупного регионального конфликта Беларусь, с одной стороны, выступает буфером для России, а с другой – именно с белорусской территории российские войска могут соединиться с группировкой в Калининграде наиболее оперативным образом – от белорусской границы до Калининграда всего 70 км – и таким образом замкнуть "прибалтийский котел". В любом случае, предоставление своей территории для агрессивных действий России в отношении третьих стран и Украины в том числе приравняет белорусскую сторону к государству-агрессору, на что официальный Минск добровольно не пойдет в силу взятых на себя гарантий и ответственности за поддержание региональной безопасности и стабильности", – считает Сивицкий.

Впрочем, действия представителя Беларуси во время голосования в Третьем комитете ООН за "крымскую резолюцию" в ночь с 15 на 16 ноября заставляют усомниться в том, что Минск действительно хочет стать "миротворцем". Тогда, напомним, белорусский представитель не только проголосовал против принятия документа, где Россия называется "государством-оккупантом", но и попытался сорвать его рассмотрение.

Читайте также

У ног Путина: почему Тбилиси отворачивается от Запада

Из-за принятия закона Грузия рискует остаться в полной международной изоляции

Российская игра престолов: что задумал Путин, сместив Патрушева и Шойгу

Путин явно хочет, чтобы Россия окончательно перешла на военные рельсы

Россия зарабатывает миллиарды на нефти: как перекрыть этот "кран"

Запад должен ужесточить санкции против России, чтобы лишить ее большей части черных доходов