RU  UA

вторник, 26 ноября
  • НБУ:USD 41.10
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.10
Мнение

Зачем путин хочет прокачивать азербайджанский газ через нашу ГТС

Газопровод Фото:

Несколько дней назад состоялась встреча Путина и Алиева, SOCAR и газпром подписывают договор о развитии «стратегического партнерства». В Украине, конечно, поднимается волна негодования. Есть ли здесь зрада? Свое видение на эту ситуацию высказал главный эксперт по изучению россии Украинского института будущего Игар Тышкевич.

Что нужно

Договор на транзит российского газа через территорию Украины заканчивается в этом году. Контракт заключен по принципу ship-or-pay, то есть гарантировал нам суммарно не менее 7 млрд долларов с 2019 по 2024 год.

По политическим мотивам известно, что заключение нового договора было бы абсурдным. Но странам ЕС нужен газ.

Наши партнеры в Европейском Союзе говорят об азербайджанском газе в украинской ГТС. И это, кстати, впервые с 2008 года (тогда был туркменский), когда газпром может лишиться монополии на свою трубу.

В Азербайджане есть единственный продавец нефти и газа – это компания SOCAR. Она и может заключать соответствующие сделки. Топливо может продавать SOCAR, но где он его приобретет, на своих буровых или, условно, на контрольно-измерительной станции «Елец» в россии, — другой вопрос. Для наших европейских партнеров главным будет то, что формально газ будет азербайджанским.

К чему стремится путин

Договоренности по азербайджанскому газу имеют не только экономическое измерение.

Если Азербайджан входит в украинскую ГТС, то временно его объемы поставок на турецком направлении могут упасть — быстро нарастить добычу не так просто. А это место для российского газа.

России также очень нужен Зангезурский коридор, то есть проект «Север-Юг». Но Турция и Азербайджан близки к завершению железной дороги в обход армянской территории (через Иран). Что дороже, сложнее, но приемлемо. РФ, пытаясь настаивать на праве ключевого участника, рискует «выпасть из схемы» Зангезурского коридора. Потому соглашается на органическое участие.

Участие путина в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта – это демонстрация способности быть адекватным участником переговоров.

Договоренности по газу нужны путину, чтобы продемонстрировать, что Россия может быть надежным партнером ЕС в поставке углеводородов.

На этом фоне российская пропаганда активно подхватила тему подрыва «Северных потоков», подводя европейских политиков к мнению о непредсказуемости Украины как партнера. Параллельно российская пропаганда снова завела песню о нежелании Украины идти к мирным переговорам. Такие действия будут позволять в будущем «сохранить лицо» европейским чиновникам — формально снабжение «азербайджанским» газом будет не российским.

Чего хочет Азербайджан

Путин полетел в Азербайджан, где среди прочих тем встречи — именно вопрос газа. Для Азербайджана это выгодно, поскольку позволяет нарастить поставки в ЕС: турецкий маршрут ограничен по пропускной способности.

При этом Алиев может дожать путина на уступки по армянскому вопросу и уменьшение своего присутствия в регионе.

Получение «азербайджанского» газа – это часть общего тренда давления на россию со стороны бывших «союзных республик». Ведь кремль последовательно ограничивал доступ третьих стран в систему нефте- и газопроводов. Вплоть до «аварий», в результате одной из которых, например Туркменистан, потерял возможности экспорта в ЕС.

Но ситуация меняется, и сейчас Россия постепенно сдает позиции. Так, в нефтепроводе "Дружба" появилась казахская нефть. У ЕСХ «Газпрома» может появиться азербайджанский газ.

Физическое происхождение газа — проблема этих газовых договоренностей. И здесь есть два варианта: либо «легализовать русский» из-за выкупа его SOCAR, либо делать физические поставки. Но здесь вопрос в работе газопровода Баку-Моздок-Елец. Эта труба в собственности газпрома. Продавать азербайджанский газ в ЕС SOCAR может только после договоренностей с газпромом.

Часть "азербайджанского газа" может иметь "российское происхождение". Но, вероятнее всего, только часть. Алиев заинтересован в расширении возможностей торговли газом и нефтью третьих стран. И здесь РФ — только один из возможных участников схемы.

Уши Эрдогана

«За плечами» Алиева – Эрдоган. Который также заинтересован и в газовом, и в «кавказском» соглашениях. Потому что Турция становится (как и Китай) покупателем «последней надежды» для газпрома, то есть может «давить ценами». А российский газ через территорию Турции уходить не прекращал.

Схема с «азербайджанским» газом сохраняет (а может и увеличить) объемы поставок газа через территорию Турции и дальше в ЕС. Турецкая республика достигла цели стать газовым хабом для Европы и имеет «вход» из не менее шести стран. Продает без проблем, но может выбирать партнеров.

Следовательно, Турция существенно усиливает свои позиции, делая РФ зависимой по продаже своего газа на европейском рынке. Также получает механизмы давления на Иран в вопросах восстановления (и частично сооружения) газопроводов, соединяющих иранскую систему с TANAP. А это возможность получения бонусов по политической игре в регионе.

Что из этого Украине

1. В ЕС может пойти азербайджанский (по месту добычи) газ, Украина получит деньги за транзит и тоже немного его купит.

Для этого, к сожалению, SOCAR и газпром должны заключить ряд соглашений. В чем-то похожие на те, которые подписал «Нафтогаз» относительно транзита российского газа. Только в роли «Нефтегаза» — транзитера — для азербайджанцев выступает газпром.

Газ из Баку на вход в украинскую ГТС воздухом не прилетит. А в трубе заинтересованы, в частности, страны, которые дают нам оружие и деньги на жизнь.

2. Контракты с газпромом не мешают нам работать с Турцией, в частности по строительству кораблей для ВМСУ.

То есть мы можем работать достаточно рационально. Есть опыт. И здесь в свете последних событий появляется интересная опция для Украины.

3. Что у нас с бензином в стране? Верно, дефицит. Возим из стран, производящих топливо, в частности, из российской нефти. Но топливо необходимо ВСУ. А импорт всегда дороже собственного продукта. К чему я?

Можно предложить SOCAR построить НПЗ в Украине. И, например, гарантировать (при соблюдении ценовых рамок) выкуп ряда типов топлива для ВСУ. К примеру, авиационного топлива, которое производят далеко не все.

Мне скажут, что Россия ударит по этому заводу. Сомнительно, поскольку Россия зависит от позиции Алиева и Эрдогана. А это означает дополнительную гарантию для подобного бизнеса. И гарантия наличия топлива для сил обороны. И рабочие места. И налоги.

То есть можно получить актив, на который россиянам нападать пока страшно и частично решить проблему с дефицитом нужного нам ресурса.

Ну и, наконец, в случае удержания Курской области, это дополнительный пункт на консультациях относительно возможных рамок переговорного процесса.

Азербайджанский газ может пойти по разным маршрутам, Суджа — не единственный «вход» в нашу ГТС. Но важен и удобен. То есть работа станции — обсуждаемая тема.

Читайте также

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции

Не только чернозем: чем богата украинская земля, и какие ее ресурсы могут заинтересовать союзников

Наиболее перспективными с точки зрения инвестиций в Украине являются месторождения лития, титана и графита

Дональд Трамп снова станет президентом США: как это отразится на мировой экономике

Второй президентский срок Дональда Трампа ознаменуется торговыми войнами, турбулентностью и снижением цен на нефть