Проблема пренебрежительного поведения польских пограничников не нова и подробно описывалась в польских и украинских СМИ. На прошлой неделе в очередной раз проблема личной культуры польских пограничников была описана поэтессой Любовь Якимчук и юристом Ланой Синичкиной. Однако хочу обратить внимание на дело Миндича и возможность его задержания польскими правоохранителями.
Кшиштоф Босак, один из лидеров Конфедерации и вице-спикер польского парламента, в эфире польского телевидения отметил, что польские правоохранители имели возможность задержать Тимура Миндича на территории Польши. Польский депутат утверждает, что задержание Миндича в Польше было бы проявлением польской субъектности и признаком помощи Украине в борьбе с коррупцией. Апатия польских служб и формализм относительно правовых оснований задержания и проверки, по мнению польского политика и представителя правой партии, является подтверждением неэффективности Польши на международной арене и в двусторонних отношениях.
К сожалению, но нужно признать, что Кшитоф Босак абсолютно прав в данном деле, Польша имела техническую и правовую возможность задержать Тимура Миндича на своих территории, не хватило политической воли. Мои источники в Польше утверждают, что польские спецслужбы и правительство владели информацией о характере деятельности Тимур Миндича в окружении президента Зеленского, начиная с далекого 2019 года.
Польские спецслужбы имеют техническую возможность мониторами регулярности пересечения границы всех граждан Украины мужского пола и в совершенстве знают, что въезд и выезд мужчины обусловлены элементами политической и военной деятельности, а не исключительно бизнес интересами. Польские спецслужбы в совершенстве знают, что Тимур Миндич или другие лица из Украины имеют гражданство других стран (следует, что Польша традиционно имеет напряженные отношения с Израилем, несмотря на желание бывшего президента Анджея Дуды и нынешнего премьера Дональда Туска предоставить иммунитет Беньямина Нетаньяху в случае его визита.
Руководство НАБУ и САП утверждает, что не имело возможности проинформировать украинских пограничников, поскольку операция была чрезвычайно секретной. Однако НАБУ имела возможность проинформировать своих польских коллег, что ожидает в ближайшие часы или дни появления на территории ЕС гражданина Израиль и Украины Тимура М., который может представлять угрозу безопасности.
Стоит напомнить, что НАБУ и Центральное антикоррупционное бюро Польши (правительство Туска – планирует ликвидацию данной спецслужбы) имеют опыт сотрудничества по делу Славомира Рышардовича Новака, которому в 2020 были предъявлены обвинения в руководстве организованной преступной группой, получении выгоды от коррупционных действий и получении выгоды от коррупционных действий и получении выгоды от коррупционных действий.По состоянию на октябрь 2025 года польский суд закрыл «польскую ветвь» дело Славомира Новака, эксглавы «Укравтодора», из-за отказа прокурора от обвинения.
Формально польское законодательство дает возможность задержать любое лицо на 48 часов с последующим продлением до 72 часов для представления в суд, в случае не граждан ЕС такие возможности могут быть шире (запрет въезда, депортация и задержание). Нынешняя политико-военная ситуация в Польше дает возможность польским спецслужбам действовать с учетом политической целесообразности в более широком контексте, поэтому решение о задержании Тимура Миндича могло бы приниматься на уровне премьера или руководства спецслужб после консультаций на самом высоком уровне.
Для понимания политического контекста трансграничного сотрудничества между Польшей и Украиной следует напомнить о реадмиссии Михала Сакашвили и дальнейшем его возвращении в Украину или депортации Людмилы Козловской в 2018. Оба случая являются примером политического использования процедур по ограничению пребывания и проживания граждан в Польше или Украине с учетом их деятельности. В случае подозрения в коррупционной деятельности Тимура Миндича такой двусмысленности, что противоречит национальным интересам Польши или Украины, не имеет.