RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Бизнес

Китаю просто нечего защищать в Украине,— Антон Зацепин

Руководитель представительства китайской компании Xinwei Group рассказал о заинтересованности в украинском рынке

Руководитель представительства китайской компании  Xinwei Group рассказал о заинтересованности в украинском рынке Руководитель представительства китайской компании Xinwei Group в Украине Антон Зацепин Фото из личных архивов

Экономические и политические взаимоотношения между Украиной и Китаем, которые сейчас находятся на достаточно низком уровне, можно улучшить уже в ближайшее время. Официальному Киеву вполне под силу присоединиться к программе китайско-европейского сотрудничества "16+1", а также стать членом проекта "Новый Шелковый путь". Это позволит китайским инвесторам прийти в Украину, что, в свою очередь, положительно скажется не только на экономике обеих стран, но и политических взаимоотношениях Киева и Пекина. Отстаивая интересы своих инвесторов в Украине, Китай будет одновременно защищать наше государство от международной агрессии. Об этом и многом другом "Апострофу" рассказал руководитель представительства китайской компании Xinwei Group в Украине АНТОН ЗАЦЕПИН.

— В последние годы мы наблюдаем тенденцию по сближению Китая с европейскими государствами. В поисках форматов сотрудничества была организована инициатива "16+1", в которой, к сожалению, не нашлось места Украине. Почему, по-вашему, так произошло?

Честно говоря, я считаю, что это случилось по достаточно банальной причине: из-за недостаточного профессионализма людей, которые должны были решить этот вопрос. Потому что все страны, у руководства которых было соответствующее желание, включились в работу и сейчас углубляют свое сотрудничество с Китаем. Тем временем, государства, которые проспали или проглядели этот момент, сейчас находятся в стороне.

Возможен ли сценарий, согласно которому Киеву таки удастся присоединиться к программе китайско-европейского сотрудничества?

Я думаю, что да. Потому что Китай и все участники данной инициативы заинтересованы в присоединении Украины к этому формату. Здесь вопрос стоит только в том, хочет ли этого Украина. У меня нет никаких сомнений в том, что соответствующее желание у китайской стороны есть.

Еще одной важной китайской инициативой, которая, судя по всему, обойдет Украину стороной, является создание "Нового Шелкового Пути". Тем не менее, чисто с технической точки зрения Украина может быть транзитным государством в этой схеме. Существует ли, по-вашему, возможность, что Киеву удастся стать частью этого проекта и что для этого нужно?

— В вопросе "Шелкового пути", по моему мнению, пришло время расставить точки над "і". "Новый Шелковый путь", о котором сейчас говорят Китай и все средства массовой информации, априори не имеет конкретного варианта на карте. С точки зрения Китая, маршрут этого пути виртуален и включает в себя все экономически выгодные торговые пути. При этом каждая страна, которая сотрудничает с Пекином, пытается привязать это к себе, вот поэтому и появляются разные маршруты, нарисованные на карте, выгодные той или иной стране-партнеру Китая. Китай открыт, он объявил об этой инициативе и сказал: "Кто хочет — присоединяйтесь".

— То есть в этом проекте двери для Украины все еще открыты?

Двери для Украины более, чем открыты. Китай уже сделал первый шаг со своей стороны — они объявили о данной инициативе. Сейчас же Пекин ждет, чтобы Киев сообщил о своей заинтересованности в проекте. Уже сейчас в СМИ появляются разные маршруты, схема путей публикуется на картах... Однако эти маршруты нарисованы не Китаем. Их рисуют те, кто заинтересован в участии в "Новом Шелковом пути". Россия, к примеру, рисует свой маршрут, Казахстан — свой и так далее. Вместе с тем, все варианты — взаимовыгодные. Поэтому проект и проходит под лозунгом "Один пояс, много путей". Поэтому если Украина увидит себя в этом поясе, прекрасно. Потому что Китай заинтересован в торговле с нашим государством, а также со всем черноморско-балтийским регионом. Это колоссальный шанс для Украины.

— По логике вещей, официальный Киев также должен быть заинтересован в сотрудничестве с Пекином. Однако среди первоочередных направлений внешней политики Украины Китай упоминается достаточно редко. Как бы вы оценили деятельность наших властей в развитии взаимоотношений с Китаем?

Я считаю, что нынешние украинские чиновники и политики очень сильно не дорабатывают в вопросе развития взаимоотношений с Китаем. При этом сказать почему так происходит я не могу, так как не вижу объяснимых причин для этого. Это огромные возможности, желание со стороны Пекина есть Киев явно не дорабатывает.

— Некоторые эксперты заявляют, что на фоне резкой девальвации гривны стоимость рабочей силы в Украине стала еще ниже, чем в Китае. Так ли это, и может ли данный факт привлечь китайские инвестиции в Украину?

Такой фактор действительно присутствует. Вместе с тем, мы должны понимать, что приход в Украину иностранного капитала зависит в первую очередь от политики официального Киева. Во-первых, для любых инвесторов, в том числе и китайских, важна стабильность. То есть, условно говоря, если у нас каждые полгода меняется состав правительства, это очень настораживает иностранных инвесторов. Для них это страшный сон. Потому что они хотят понимать, что законодательство не будет меняться под каждый новый парламент и правительство. Они желают заняться своим делом, зная, что их деньги вернутся, а не исчезнут. Второй момент — Украине нужно поработать над законодательством для защиты этих инвестиций. Вкладчику важно понимать, как он будет возвращать вложенный капитал, вне зависимости от девальваций или еще каких-то локальных событий.

— В этой ситуации, как я понимаю, не последнюю роль играет продолжающаяся война на Донбассе?

Естественно. Конфликт на Донбассе играет очень большую роль.

— Можем ли мы ожидать, что после урегулирования ситуации китайские компании возьмутся за восстановление востока Украины?

Я думаю, что да. Потому что это интересно как Украине, так и Китаю. Китаю интересна экспансия на другие рынки, у них колоссальный опыт строительства и развития территорий.

— Не станут ли преградой для углубления сотрудничества между Пекином и Киевом дружественные взаимоотношения Китая с Россией?

Китайская сторона придерживается четкой стратегии: сначала экономика, а потом политика. Многие украинские дипломаты и политики ожидают от Пекина заявлений о том, что они поддерживают Украину и выступают против политики Кремля. Тем не менее, Китай этого не скажет. Россия для них — огромный рынок, важный экономический партнер. Они не могут пойти на такой шаг с экономической точки зрения. Вместе с тем, Китай заинтересован в сотрудничестве с Украиной. Восстановление объектов инфраструктуры, строительство новых сооружений понятно китайцам, они это могут и умеют. Для Украины, в свою очередь, это сотрудничество интересно тем, что присутствие на ее рынке китайских компаний позволит по-другому разговаривать с РФ. Потому что тогда в Украине будет иностранный инвестор, который будет защищать свои интересы в нашем государстве. А сейчас Китаю просто нечего защищать в нашем государстве. Нет практически ни одного проекта, который Пекин должен защищать у нас.

— Какие отрасли Украины, по-вашему мнению, являются наиболее привлекательными для китайских инвесторов?

Это очевидные сферы: аграрная, транспортно-логистическая, телекоммуникационная, энергетическая.

Руководитель представительства китайской компании Xinwei Group в Украине Антон Зацепин Фото из личных архивов

— Вы представляете в Украине одну из крупнейших китайских компаний Xinwei Group. Можете рассказать о специфике своей деятельности поподробнее?

На самом деле, через компанию-партнера мы работаем на украинском рынке уже более двух лет. У нашего партнера есть лицензия на частоту 1800 МГц. А наше оборудование используется уже на более, чем 100 базовых станциях по территории всей Украины. При этом еще порядка 1900 базовых станций уже находятся в порту, в процессе растаможивания. Поэтому мы находимся в процессе реализации сети национального масштаба.

— Какой сети?

Дело в том, что компания Xinwei обладает своим стандартом связи McWiLL®. В 2010 году технология McWiLL®, разработанная Xinwei Group, была признана Международным союзом электросвязи (ITU) стандартом мобильного широкополосного беспроводного доступа. То есть, это международно признанная технология, у которой есть целый ряд преимуществ.

— Каких же?

Это безопасность канала связи, это trunking (метод доступа абонентов к общему выделенному пучку каналов, при котором свободный канал выделяется абоненту на время сеанса связи, - "Апостроф"), это шифрование, гарантированность доставки данных и сообщений. Таким образом, развертывание нашей сети, в первую очередь, будет направлено на спецпользователей: таких как Министерство по чрезвычайным ситуациям, медицинские, муниципальные, охранные службы и так далее, все, кому нужна экстренная связь в любых условиях при чем довольно быстро. Наши мобильные базовые станции разворачиваются в течение максимум 20 минут. Они не подвержены радиоглушению потому что у нас есть запатентованная технология "Умные антенны", которая связывает базовую станцию и абонентское оборудование прямым каналом связи, который практически не глушится. То есть, в отличие от GSM и других стандартов связи, наш сигнал нельзя будет заглушить каким-то устройством в коробочке и даже профессиональная аппаратура глушения далеко не всегда справится с этим.

— Собирается ли ваша компания выходить на уровень мобильного оператора и намечены ли уже сроки реализации этих планов?

Да, действительно мы собираемся выходить на уровень мобильного оператора. Единственное, что в ближайший год мы будем разворачивать сеть для спецпользователей. При этом она будет доступна для обычных абонентов. В первую очередь, это будут клиенты из корпоративного сектора, которым нужны вышеперечисленные преимущества. Тем временем с 2017 года мы планируем предоставлять услуги уже для массовых пользователей.

— Получается, что сфера телекоммуникаций — единственное направление деятельности Xinwei в Украине?

Не совсем. Так как я являюсь не только главой представительства Xinwei Group в Украине, а также представляю интересы господина Ван Цзина в Украине (крупного китайского инвестора, занимающего 12-е место в китайском списке Forbes и 1-е место в Пекинском списке Forbes, "Апостроф") в сферу моей ответственности входит еще ряд проектов, не связанных с Xinwei Group напрямую. У нас сейчас идет разработка ТЭО (документа, в котором проводится оценка затрат на инвестиционный проект, его результатов, а также анализ срока окупаемости, "Апостроф") строительства глубоководного морского порта с объемом перевалки 100-120 млн тонн в год (все порты Украины переваливают порядка 140 млн тонн в год, "Апостроф"). И я думаю, что в ближайший месяц-полтора будет принято решение, где будет реализован проект и в какие сроки, в каком объеме. Так как проект порта подразумевает инвестиции не только в причалы и портовую инфраструктуру, а и припортовую, зоны переработки сельхозпродукции, зоны сборки товаров из китайских комплектующих, инвестиции в транспортную инфраструктуру и т.д. Еще одним направлением нашей деятельности является аграрный проект. Это будет большая вертикально-интегрированная компания полного цикла: от выращивания, хранения и транспортировки продукции до глубокой переработки.

— Деятельность этой компании будет направлена только на украинский рынок?

Нет конечно. Рынок Украины крайне мал для Китая. В первую очередь она нацелена на рынок Китая.

Насколько вашей компании помогают украинские власти?

Скажем так, у нас есть хорошие отношения со многими структурами, министерствами, депутатскими группами. В Верховной раде, к примеру, самая большая депутатская группа по межпарламентским связям с КНР. Туда входят более 170 народных депутатов. Еще немножко, и будет большинство (с улыбкой отметил господин Зацепин). Поэтому, в принципе, все нормально. Но в некоторых случаях у наших политиков не хватает понимания что конкретно нужно сделать. И особенно в случае с Китаем, так как это совершенно другая ментальная история. Работать с Китаем так как мы привыкли работать с Европой или Америкой невозможно. Кроме этой парламентской группы никто взаимоотношениям с Китаем профессионально не занимается. В отличие от связей с Европейским Союзом, например, где у нас есть целый отдельный комитет по евроинтеграции в парламенте и отдельные специальные евроинтеграционные заместители министров.

Говоря в целом, чего вы ожидаете от дальнейших украинско-китайских отношений?

Для нас важно создание условий, чтобы Украина вошла в формат "16+1" сделав его "17+1" и в "Новый Шелковый путь". Потому что не только проекты нашей компании завязаны на этом, а это потрясающий шанс для всей Украины. Украинская сторона должна проявить в этом вопросе инициативу. Я верю, что достижение вышеперечисленных целей вполне реально.

Читайте также

Пять крупнейших бизнес-конфликтов во время войны

Украинский бизнес во время войны конфликтует между собой