RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бизнес

Первый форум устойчивого развития в Украине: какими кейсами делились отечественные и международные компании

В Киеве прошел международный форум устойчивого развития - собрали самые интересные кейсы

В Киеве прошел международный форум устойчивого развития - собрали самые интересные кейсы

17-18 июня в Киеве прошел первый в Украине международный образовательный форум устойчивости. Более 10 компаний поделились своими проектами в области устойчивого развития и заслушали лекции от ведущих специалистов. "Апостроф" побывал на форуме и собрал самое интересное.

20 лет назад система ООН пришла к выводу, что работать над решением глобальных проблем самостоятельно невозможно, для этого необходим бизнес. В 2015 году были приняты 17 целей устойчивого развития, над которыми все мировое сообщество должно работать до 2030 года.

"Мы надеемся, что сможем достичь этих целей вместе, а для этого мы не можем продолжать вести бизнес, как обычно. Мы должны трансформировать его, в частности через образование. В советских вузах нас всегда учили, что бизнес - это главное, а экология и человек - это ресурс, благодаря которому бизнес должен масштабироваться. Это привело к тому, что мы имеем сегодня: ухудшение экологического состояния, нарушения прав человека, огромный разрыв между богатыми и бедными", - отметила в начале форума генеральный директор Глобального договора ООН в Украине Татьяна Сахарук.

По ее словам, теперь бизнес не может работать исключительно на прибыль, а должен ответственно относиться к экологической, социальной и корпоративной составляющей своей работы.

Зеленые облигации и "ноль" средств для не экологического бизнеса

В декабре 2015 года в Париже приняли текст одного из ключевых документов в области экологии - Парижского соглашения. Оно предусматривает, что его подписанты будут проводить мероприятия по уменьшению выбросов углерода, а таким образом - противодействовать глобальному потеплению.

Что это значит для бизнеса?

"Буквально за три года проекты, которые не соответствуют целям Парижского климатического соглашения, не смогут получить кредиты в банках и привлечь средства из других источников финансирования", - отметила во время своего выступления на форуме главный экологический советник Европейского банка реконструкции и развития Евгения Афанасенко.

По ее словам, каждый бизнес-проект должен демонстрировать свое стремление снизить негативное влияние на экологию, чтобы рассчитывать на развитие и сотрудничество с другими игроками рынка, в том числе и банками.

Директор по коммуникациям, КСО и вовлеченности UKRSIBBANK BNP Paribas Group Янина Ольховская рассказала, что с 2017 года банк полностью отказался работать и обслуживать производителей табака. То же самое касается и добычи угля.

Другая задача компании - финансировать именно те проекты, которые позволят улучшить экологическую ситуацию на планете.

Читайте также: Климатический кризис и бизнес-сектор: кто кого остановит

Именно финансирования и вовлеченность инвесторов - главный стимул компании инвестировать в зеленую энергетику и даже инфраструктуру для нее.

"У нас сейчас нет выбора вкладываться в зеленую энергетику или нет. В ближайшем будущем никто не будет вкладывать деньги в проекты без ESG или в проекты по добыче угля. Такой бизнес просто не сможет привлекать финансирование ", - отметил директор по стратегии и финансам ДТЭК Олег Тымкив.

В 2019 году компания ДТЭК выпустила «зеленые» облигации на 325 млн евро со сроком обращения пять лет и ставкой 8,5% годовых. По замыслу компании, такие облигации должны привлекать инвестиции в развитие возобновляемой энергетики.

"Есть круг инвесторов, которые инвестируют в тот или иной сегмент. "Зеленые" облигации созданы для тех, кто хочет инвестировать в экологические проекты и развивать инфраструктуру ", - сказал Тымкив.

Новое поколение - новые ценности

Миллениалы, или так называемое поколение Z достаточно сильно влияет на вектор развития современного бизнеса и направляет его в направлении устойчивости и ответственности. Об этом все чаще говорят в бизнес-среде.

"Раньше все бизнес-процессы вращались вокруг денег. Наши сотрудники, наши партнеры, наши покупатели ждут от нас, что мы не будем говорить исключительно о прибыли. Они хотят, чтобы мы говорили о цели. Новое поколение не приходит работать на пенсию, не ищет исключительно прибыли, а ищет смысловые ценности, ищет возможность вкладываться в развитие общественной жизни ", - отметил CEO StarLightMedia Михаил Царев.

В другой компании Carlsberg готовятся покупать карбоновые сертификаты и уменьшать уровень безответственного использования ресурсов.

"В 2015 году мы приняли стратегию" 4 нуля ", которая покрывает период с 2015 по 2030 год. "4 нуля" - это нулевой углеродный след, ноль потерь воды, ноль безответственного потребления, ноль несчастных случаев на производстве. По каждому из направлений у нас есть KPI. Например, выбросы углерода с 2015 года до 2030 года мы глобально планируем снизить на 39%, потери воды на 18%. Соответственно все это транслируется в локальные KPI, которые есть для всех стран, в том числе и для Украины ", - рассказал CEO Carlsberg Евгений Шевченко.

По его словам, сотрудники компании приобщаются и к социальным проектам. Каждую осень они обходят торговые точки и напоминают продавцам, что недопустимо продавать алкоголь несовершеннолетним.

"Еще один эффективный способ - это наличие в каждой точке продаж безалкогольной альтернативы, в нашем случае безалкогольное пиво и квас", - сказал Шевченко.

Руководитель группы по корпоративным коммуникациям и связям с органами государственной власти BASF в Украине Елена Прихненко рассказала о трех крупных направления компании: изменение климата, поддержка циркулярной экономики, поддержка культурного разнообразия и инклюзивности.

Читайте также:Устойчивое развитие: зачем это миру и как монетизируется компаниями

"На пути к климатической нейтральности и устойчивого будущего мы поставили перед собой очень амбициозную цель - к 2050 году стать абсолютно углеродисто-нейтральной компанией. К 2025 году мы планируем инвестировать 1 млрд евро и до 2030 года мы планируем еще дополнительно инвестировать 2-3 млрд евро. Эти деньги пойдут на разработку специальных технологий, инструментов, которые позволят большому химическому концерну отойти от использования природного топлива в своей работе и перейти на использование альтернативных источников энергии", - рассказала Елена Прихненко.

Елена Прихненко (в центре)

В мае этого года концерн BASF подписал соглашение с энергетической немецкой компанией RWE и планирует строительство новой морской ветряной электростанции, которая будет производить экологическую энергию для производственной площадки компании.

"Мы поддерживаем циркулярную экономику, поскольку для нас важно как мы потребляем ресурсы и как мы будем утилизировать то, что мы получаем в процессе нашего производства. В BASF уже есть технология, специальная программа для переработки пластика ChemCycling, реализована вместе с нашими технологическими партнерами, которые занимаются сбором пластиковых отходов и их утилизацией. В этом процессе производится так называемое пиролизное масло. Оно уже используется на наших производственных площадках для того, чтобы выработать новые материалы и новые продукты, которые по своим свойствам ничем не отличаются от тех продуктов, которые произведены с покупного сырья", - поделилась Елена.

По поводу гендерного равенства, то к 2030 году компания планирует сделать так, чтобы 30% женщин были на руководящих должностях. По состоянию на конец 2019 года этот показатель составляет 15,8%.

В компании Danone направления устойчивого развития выбирают сами работники. Для этого проводят опросы и даже раздают по одной акции компании каждому, кто в ней работает.

"Каждый работник получил одну акцию компании, то есть он стал совладельцем, получил определенную ответственность и возможность влиять на принятие решений. Другой действенный инструмент - опрос под названием "Один голос". На удивление с первого опроса мы увидели очень высокую вовлеченность сотрудников, которая составила более 90%.

Во время последнего опроса мы увидели, что более 50% респондентов наших работников выбрали важный приоритет - они хотят влиять на здоровье людей в тех регионах, странах, городах, где присутствуем мы как компания. И именно поэтому есть большое количество инноваций, направленных на здоровье. Вы видите большое количество продукции без добавленного сахара, которые фортифицированны витаминами, минералами, пробиотиками", - рассказала менеджер корпоративных коммуникаций Danone в Украине Екатерина Глушаница.

Олег Тымкив, Евгений Шевченко, Екатерина Глушаница

В компании Corteva Agriscience разработали образовательно-грантовую программу TalentA для женщин-фермерок.

"С одной стороны - это значительное развитие женского фермерского предпринимательства через получение участниками весомых практических знаний и навыков по ведению бизнеса. С другой - развитие сел благодаря грантовой части программы. По результатам программы 2020 имеем 16 женщин, которые получили полезное обучение и применяют полученные знания и навыки на практике. Также сейчас воплощаются в жизнь проекты победительниц, направленные на очистку питьевой воды, развитие фермерства в горной местности, внедрение стандартов пищевой безопасности для производителей меда и яблок, а также инклюзивное привлечения будущего поколения фермеров", - рассказала менеджер по корпоративным коммуникациям в Центральной и Восточной Европе компании Corteva Agriscience Анна Бабич.

В этом году Corteva пригласила на программу TalentA 75 фермерок.

Инклюзивный подход следует начинать изнутри компании

Ульяна Пчелкина - известная украинская общественная деятельница. 16 лет назад она получила травму позвоночника в ДТП и передвигается на коляске.

"Я начала бороться за права людей с инвалидностью, потому что мои личные права были нарушены. Уже более 14 лет я работаю в ОО "Группа активной реабилитации". Именно из-за активной реабилитации мы возвращаем людей к социально активной жизни", - отметила Ульяна.

Сейчас она работает над направлением инклюзии в компании StarLightMedia.

"Когда я начала работать, то даже офис, куда я должна приходить, не был для меня доступен. У меня был номер телефона сотрудника, который помогал мне преодолевать 3 ступени. Но ни ему, ни мне морального удовлетворения это не приносило. Поэтому мы начали с анализа наших локаций. Задача - сделать так, чтобы люди не чувствовали себя ограниченными на рабочем месте ", - рассказала Ульяна Пчелкина.

Ульяна Пчелкина

По ее словам, даже элементарные вещи, такие как крючок в шкафу в доступном для людей с инвалидностью месте, значительно облегчает их жизни.

Но Ульяна не советует компаниям ограничиваться только физическим пространством. Важно также выработать внутреннюю инклюзивную культуру, в том числе и среди работников. Спойлер: слишком активная опека - это не то, чего хотят люди с инвалидностью.

"У людей есть большие страхи, как не обидеть человека с инвалидностью, как не быть слишком вежливым, но и не проявлять гиперопеки. Меня, например, почему-то постоянно по голове гладят, не знаю почему", - с улыбкой отметила Ульяна.

Она отмечает положительные сдвиги не только в компании, но и в обществе в целом.

"Чем дальше, тем больше компании не будут учитывать инвалидность, а будут видеть в первую очередь специалистов", - резюмировала Ульяна Пчелкина.

Точечные проекты, решающие локальные проблемы

Часто компании выбирают относительно небольшие, не глобальные проблемы, и пытаются их решить собственными усилиями. Несколько таких кейсов озвучили на форуме.

Компания Borjomi работает над сохранением популяции рыси в Украине. Бренд позиционирует себя как экологически ответственный бизнес и реализует проекты в том регионе, где работает. А именно в Карпатах.

"Мы имеем мощную программу защиты экосистемы Карпат и в целом природы Украины. Большая цель - сохранение карпатских лесов, поскольку это место рождения нашей воды Моршинская. Мы высадили 100 тысяч деревьев, а недавно перешли к животным. Провели масштабное голосование, чтобы среди 10 животных выбрать одно,которое наиболее нуждается в помощи. Выбрали рысь. Это животное является символом Карпат, она ассоциируется с Карпатами. Таким образом стартовала большая программа "Сохрани рысь", - рассказала Head of CSR в Borjomi Марина Соловьева.

В Моршине установили трехметровую скульптуру рыси, как напоминание людям, что они являются сожителями с этим животным. Для определения того, кто будет готовить скульптуру, провели конкурс среди художников с призовым фондом и определили победителя.

Также в рамках проекта приобрели 30 фотоловушек, впервые разработали программу сохранения рыси и создали правила обращения с этими животными. Сейчас работают над созданием карты присутствия рыси в Украине.

Проект продлится до 2022 года. Начали его в 2019 году, когда в Украине насчитывалось около 500 особей рыси.

Международная компания цифровых технологий GlobalLogic также занимается экологией Карпат. Экологический проект начался с личного интереса инженеров компании.

"Наши инженеры регулярно ходят в горы. Это их хобби. Во время походов они часто встречали большие кучи мусора. Убрать их физически не хватало сил. Но при этом есть люди, которые целенаправленно ходят в горы, чтобы убирать мусор. Наши инженеры пришли к руководству и говорят: мы видим проблему, у нас очень засорены горы, и мы предлагаем решить ее глобально, создав мобильное приложение", - рассказала директор по маркетингу GlobalLogic Виктория Константинова.

Приложение, которое разработали в GlobalLogic можно загружать бесплатно. Оно работает как онлайн, так и оффлайн, и имеет два варианта использования.

Первый: турист во время похода, когда видит гору мусора, может ставить точку на карте, обозначая локацию. Таким образом он сообщает другим пользователям, где именно находит это мусор.

Второй вариант: тот, кто хочет сделать доброе дело и убрать горы от мусора, может открыть приложение и увидеть все локации. Затем выбрать ближайшую к своему маршруту и собрать мусор.

Окей, Google, а что дальше делать с мусором?

Ответ знают в агрокомпании GoodValley. Там запустили проект и научили работников на фермах сортировать мусор.

"На самом деле, сортировать мусор так, чтобы он пошел на переработку - это целая наука. Мы хотим изменить наш менталитет, чтобы люди осознали, как правильно это делать и зачем. Но мы столкнулись с проблемой: даже когда люди сортируют мусор, его некуда относить", - рассказала директор по развитию и коммуникаций GoodValley Любовь Богачевская-Йенсен.

Сначала в селах, где представлена компания, установили площадки для сортировки мусора. Впоследствии провели онлайн-тренинг для работников.

"На всех наших фермах мы наладили сортировки мусора. Также мы занимаемся вывозом отсортированного мусора на переработку", - рассказала Любовь Богачевская-Йенсен.

Средства, которые компания получает за сдачу отсортированного мусора, вкладывают в общины, где работают фермы. Таким образом пытаются стимулировать общество активнее участвовать в сортировке мусора.

Маленькие ответственные компании - успешные на рынке B2B

Компания Effa на форуме была одной из самых маленьких компаний. Свой бизнес основатели Effa полностью выстроили на экологическом подходе к бытовым вещам. Они выпускают одноразовые экологические продукты для ежедневного пользования, например зубные щетки из бумаги.

Effa работает B2B - свои экологические товары продает авиакомпаниям, отелям и другим учреждениям.

"Несмотря на пандемию есть компании, которые все равно хотят платить больше за экологические товары. Тревел бизнес, который покупает наш продукт, верит в него. Верит, что мы принесем им большую аудиторию, более сознательных пользователей, людей, которые будут посещать этот отель, или пользоваться этими авиалиниями, потому что они экологически сознательные. Через 10-15 лет это принесет им много прибыли", - говорит CEO Effa Даша Кичук.

Профессор университета Индианы Кеннет Ричардс объясняет это таким понятием как "цепь поставок". По его словам, большим компаниям важно не только самим соответствовать принципам ESG, но и следить, чтобы поставщики и партнеры также были ответственными.

Например, компания закупает мебель для своего офиса. Она должна проверить, из какого дерева сделана эта мебель. Или не сотрудничал ли ее поставщик мебели с незаконными поставщиками древесины.

Те же маленькие компании, которые являются ответственными, имеют приоритет при выборе большой компанией своих поставщиков и партнеров.

Главные причины строить компанию вокруг устойчивого развития

Топ-менеджер Сергей Коваленко, который был привлечен на форум в качестве эксперта, подвел некоторые итоги. По его словам, устойчивое развитие - это комплексное понятие, а его успех зависит от целенаправленной деятельности как бизнеса, так и государства.

"Я считаю, что большинство компаний начнет выполнять цели устойчивого развития, когда это будет экономически выгодно, или когда владельцы или учредители компании в это искренне поверят, и не будут представлять, как можно работать иначе. Здесь с одной стороны должно быть законодательство, которое создавало бы условия и экономическую выгоду для компаний в случае их устойчивого развития, с другой - самоотверженная работа основателей компаний", - сказал Коваленко.

Сергей Коваленко (слева)

По мнению эксперта, Украина должна перенимать успешный опыт европейских стран, но не копировать его.

"Если в Норвегии или Дании работает определенная система, то это не значит, что она заработает у нас. Устойчивое развитие в Украине будет совершенствоваться параллельно с культурой, экономикой, политикой. Не будет так, что в одной сфере все идеально, а все остальные страдают от проблем", - пояснил Сергей Коваленко.

Председатель правления Ассоциации экспертов по устойчивому развитию, директор консалтинговой компании AV Group Алина Соколенко в комментарии "Апостроф" привела свой топ причин, почему компаниям важно выстраивать работу на основе принципов устойчивого развития.

Организаторы форума

"Прежде всего: это операционная эффективность. В частности, уменьшение затрат. А также повышение капитализации, новые инвестиции, новые рынки и формирования экосистемы. Как отмечали эксперты на форуме, дорогой этап - это переход к устойчивому развитию. Нельзя сказать, что сразу после этого компании окупят стоимость этого перехода. Однако, устойчивое развитие - это игра в длинную, где в результате компания будет победителем", - отметила Алина Соколенко.

Она добавила, что устойчивое развитие - это о ценностях и объединениях. А польза от этого явления в долгосрочной перспективе получат все: планета, люди и бизнес.

Читайте другие тексты спецпроекта "Устойчивое развитие" ЗДЕСЬ.

Читайте также

Новини партнерів