По объему теневой экономики Украина недалеко ушла от стран Африки. По оценке Киевского международного института социологии, "тень" ежегодно колеблется в пределах 50% от общего объема ВВП. В числе самых тенезированных секторов - земельные отношения. Из-за всевозможных схем треть всех сельхозземель Украины находится в скрытой аренде, а бюджет каждый год теряет миллиарды.
Масштабы проблемы
В конце февраля группа депутатов от "Слуги народа" зарегистрировала законопроект №3131. Им предлагается внести изменения в действующее налоговое законодательство в части детенизации производства сельхозпродукции.
Украина располагает колоссальными земельными ресурсами, но проблема в том, что они работают не в интересах граждан, а на частный карман. Арифметика простая: в скрытой аренде находится примерно 12 из 30 млн гектаров пашни. Каждый гектар должен приносить государству плюс-минус 1500 грн налогов, но не приносит - "теневики" либо платят меньше, либо не платят вовсе. Потери для бюджета колеблются, по разным оценкам, от 10 до 22 млрд грн в год.
Например, в 2017 году Всеукраинская аграрная рада оценила ущерб по меньшей мере в 16 млрд грн. Три года назад эта сумма равнялась годовому бюджету Министерства здравоохранения или трем объемам господдержки агросектора. Украина слишком бедная, чтобы позволять себе подобное расточительство.
Суть и экономический эффект законопроекта №3131
Документ предлагает ввести минимальное налоговое обязательство на гектар. Это не новый налог, а тот минимум, который должны выплачивать с гектара ВСЕ землепользователи. Законопроект не предусматривает увеличения налоговой нагрузки. Он лишь создает равные условия для всех субъектов рынка: собственников, постоянных пользователей и арендаторов.
Закон устанавливает вмененное налоговое обязательство на уровне 5% от нормативной денежной оценки земли. Это порядка 1400 - 1600 грн с гектара - та сумма, которую все легальные землепользователи платили еще в 2018 году.
"Каждый гектар приносит определенную сумму прибыли, и сумма налога с гектара не может быть меньше, чем определенная законом. Мы не хотим вводить новые налоги как таковые, мы хотим сделать так, чтобы аграрии платили минимальные действующие", - объяснил соавтор законопроекта Марьян Заблоцкий в интервью AgroPolit.com.
Легально работающий фермер подтвердит: реальная налоговая нагрузка на гектар выше. Поэтому тем, кто работает "в белую", ничего не придется доплачивать, для них ничего не изменится. А вот разного рода махинаторам придется легализоваться.
Все аграрные ассоциации говорят о необходимости установления минимальной налоговой нагрузки на гектар. Дискуссия ведется только о сумме и механике. Нечестная конкуренция больнее всего бьет по животноводческим хозяйствам. Сейчас они платят от 2500 до 6000 грн налогов с гектара, а их конкуренты из "тени" в это время платят 0 с гектара. Зарегистрированные фермеры просто не выдерживают конкуренции, сворачивают бизнес, люди теряют работу, а животноводческая отрасль десятилетиями не выходит из пике.
Как ожидается, в случае принятия законопроект №3131 принесет государству от 6 до 22 млрд грн налогов ежегодно. 100% этих поступлений будут перечисляться в местные бюджеты. Эта сумма эквивалента строительству 100 школ, 263 детских садов или ремонту 800 км сельских дорог. Земля начнет работать на развитие сельских территорий и укрепление финансовой самостоятельности территориальных громад. По крайней мере, так считают в Ассоциации городов Украины и Всеукраинской Ассоциации громад.
В канве реформы
Большинство экспертов согласны с тем, что предложенные законопроектом шаги помогут вывести земельные отношения из вечной "тени". В то же время они указывают на то, что документ не является оптимальным. Так, доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский считает, что минимальный налог на гектар - борьба с последствиями, а не с причинами "тенизации". Таковыми он назвал коррумпированность и зарегулированность земельных отношений, недоступность финансовых ресурсов и др. Все эти проблемы не возникли из ниоткуда. Чтобы зарабатывать было удобно, земельные отношения методично превращали в черную дыру украинской экономики, заткнуть которую одним законом просто невозможно. Поэтому проект №3131 стоит рассматривать не как панацею, а как одну из составляющих земельной реформы. Такую же как и принятый закон №2178-10 об обороте земли, как готовый ко второму чтению проект №2194 о дерегуляции, который уничтожит административные барьеры и сведет к минимуму присутствие государства в земельной сфере. В свою очередь законопроект №3131 уравновесит положение игроков рынка, создаст условия для честной конкуренции и наполнит местные бюджеты.