Парламент принял историческое решение о передаче украинской газотранспортной системы (ГТС) в управление компании-оператору, контрольный пакет которой будет принадлежать Украине, а оставшаяся доля ‒ европейским и американским инвесторам. Депутаты также прописали нормы, которые, по их мнению, позволят максимально обезопасить украинскую ГТС от проникновения российского капитала. Впрочем, экономические риски для западных инвесторов высоки, а нормы украинского законодательства не являются обязательными к исполнению для иностранных компаний, отмечают аналитики.
Верховная рада во втором чтении и в целом приняла проект закона №4116а, которым вносятся изменения в действующее законодательство относительно системы управления Единой газотранспортной системой Украины. Документ, содержащий революционные нормы, депутатам удалось принять далеко не с первой попытки: парламентарии неоднократно отправляли его на доработку, доведя, в конце концов премьер-министра Арсения Яценюка до того состояния, что он заявил о своем уходе в отставку. Наиболее проблемным для народных избранников являлся вопрос о том, как защитить украинскую транзитную магистраль от российского влияния. Депутаты девять раз рассматривали проект в сессионном зале, и только 14 августа документ набрал необходимое количество голосов ‒ «за» проголосовали 228 парламентариев.
Отдадут ГТС в надежные руки
Важнейшей нормой законопроекта является то, что ГТС останется в 100-процентной собственности государства.Управлять ею сможет операторская компания, которая будет подконтрольна исключительно украинским властям ‒ государственная доля в ней составит 51%. Остальные 49% смогут получить инвесторы из ЕС и США. Кроме того, парламент установил заградительную норму для притока российских инвестиций. В частности, вложить средства в модернизацию и дальнейшую эксплуатацию газотранспортной системы на условиях концессии или аренды смогут лишь европейские или американские компании, имеющие соответствующие сертификаты. Привлекать эти фирмы государство намерено в рамках проведения публичного тендера.
Кроме того, в документе учтены ключевые предложения фракции «Свобода», депутаты которой настаивали на том, чтобы окончательное решение об утверждении компаний-инвесторов принимал не Кабинет министров, а Верховная рада. Народные избранники планируют таким образом исключить возможность участия в управлении украинской ГТС иностранных компаний, акционерами которых является российский ОАО «Газпром» или другие активы РФ. «Несмотря на то, что действующая Конституция не дает расширенного толкования относительно возможностей парламента принимать такие решения, считаю, что это правильное политическое решение,‒ заявил господин Яценюк с трибуны парламента.‒ Правительства меняются, президенты меняются, и для баланса властей в таком сложном вопросе необходим дополнительный контроль со стороны Верховной рады».
При этом в ходе проведении публичного конкурса по отбору заявок иностранных инвесторов, западные компании обяжут раскрыть всю информацию относительно структуры их собственности и обнародовать бенефициаров, являющихся владельцами их основных активов. В случае, если компания, выигравшая конкурс, планирует поменять собственников, такое решение может быть принято лишь с согласия украинской стороны. На внесении этих норм в законопроект настояла фракция «Батькивщина», что вызвало одобрение Кабмина. «Мотивация для правительства понятна и правильна,‒ уверен премьер-министр.‒ Может случится так, что при смене структуры собственности европейской компанией, выигравшей конкурс под маркой ЕС, может оказаться собственность страны-агрессора».
Труба на выданье
Ранее глава НАК «Нафтогаз-Украины» Андрей Коболев оценивал стоимость активов украинской ГТС в $25-35 млрд. Эксперты согласны с такими суммами, однако отмечают, что сейчас сложно прогнозировать объем инвестиций, необходимый для модернизации газовой магистрали. «Выбранное властью направление ‒ значительный шаг к урегулированию работы газотранспортной отрасли. Прежде всего, это позволит сделать работу этого сектора прозрачной, поскольку долгое время НАК “Нафтогаз” оставался “черной дырой” бюджета. Иностранные инвесторы также будут заинтересованы в максимальной открытости»,‒ отметил глава аналитического отдела ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин. Он полагает, что с экономической точки зрения для того, чтобы определить размер вложений в модернизацию системы, необходимо понять «каким будет тариф на прокачку газа, и какими будут условия транзита в дальнейшем». «Пока интересы потенциальных европейских инвесторов заключаются в том, чтобы обеспечить надежность поставок газа и стабильную работу, а экономические риски велики. Поэтому процесс привлечения средств и поиска иностранного оператора наверняка будет непростым»,‒ отмечает господин Чурин.
Положительно оценивает принятый парламентариями документ и экс-уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. «В 2009 году европейцы оценивали инвестиции, необходимые для модернизации украинской системы, в размере $2,5-3 млрд. Сейчас эти суммы возросли до $5-6 млрд. Впрочем, следует отметить, что и ранее, и сейчас интерес к нашей ГТС со стороны западных компаний максимально высок». Однако эксперт считает, что документ актуализирует целый ряд вопросов, требующих дальнейшего решения. «Неясно, что мы будем делать, если западной компании все же удастся обмануть Украину, и “завести” россиян в качестве управителей. Кроме того, непонятно, насколько решения украинского парламента являются обязательными к исполнению для американских и европейских компаний, насколько Украина имеет право требовать от них полного раскрытия структуры собственников. И тут возникает следующий вопрос ‒ а не перетягивает ли парламент в этой ситуации на себя функции прокуратуры?» ‒ говорит господин Соколовский. По его словам, несмотря на законодательные барьеры, существует высокий риск того, что российские компании могут через подставных третьих лиц все же получить доступ к украинской ГТС. «Кроме того, для европейцев крайне важны вопросы доверия между партнерами. Украина не всегда демонстрировала прозрачность в отношениях. В частности, отказ австрийцев от реверса газа в нашу страну и соглашение с Россией по строительству “Южного потока” ‒ результат непрозрачных, а иногда и не совсем честных действий украинской стороны в прошлом. Речь идет о строительстве газопровода “Одесса-Броды”, о приватизации газовых предприятий и других ситуациях»,‒ рассказал А' Богдан Соколовский.