"Укргаздобыча", которая заключила контракты на охранные услуги с сомнительными фирмами бывших высокопоставленных чиновников МВД, с 1 марта осталась без охраны на некоторых важных объектах. Как сообщают региональные СМИ, проблемы возникли в Полтавской и Львовской областях. При этом участники рынка и эксперты прогнозировали такое развитие событий, поскольку еще на этапе проведения тендеров будущие победители искусственно занижали расчеты стоимости охраны гособъектов и подавали документы, в которых была видна нехватка сотрудников для выполнения контрактов. Тем не менее, ООО "Антарес-2000" и ЧП "ВР" выиграли торги, поскольку имеют связи в структурах системы безопасности "Укргаздобычи" и НАК "Нафтогаз".
Охрана для "своих"
В конце прошлого года вспыхнул скандал вокруг одной из самых денежных закупок "Укргаздобычи" -тендера на услуги по охране объектов госкомпании.За 7 лотов УГД была готова заплатить 286,5 млн грн. Самые лакомые в финансовом плане куски достались двум фирмам, которые ранее регулярно выигрывали тендеры "Укртрансгаза" и на которые активно жаловались другие участники рынка охранных услуг. Речь о компаниях "Антарес-2000" и "ВР", которые в прошлом году выиграли подавляющее большинство тендеров "Укртрансгаза", имеющих отношение к охране объектов компании. Подробно об этом было рассказано в материале "Апострофа" "Охрана для "своих": почему война коррупционерам не помеха".
В статье была показана схема, по которой бывшие высокопоставленные сотрудники МВД получали для своих охранных фирм крупные подряды на охрану стратегически важных объектов госкомпаний. Так, фирмы, связанные с бывшим начальником УМВД Украины в Полтавской области Алексеем Мищенко и бывшим начальником управления Департамента Государственной службы охраны при МВД Украины Анатолием Сорокой, победили в прошлом году сначала на тендерах "Укртрансгаза", а затем и на торгах "Укргаздобычи".
В ходе изучения вопроса журналисты обнаружили связь между бывшими высокопоставленными сотрудниками МВД и руководителями служб безопасности УГД и НАК "Нафтогаз", которые тоже оказались бывшими силовиками.
Как сообщалось, Анатолий Сорока давно знаком с нынешним директором по безопасности УГД Александром Сингаевским. Он ранее возглавлял Управление ГСО при МВД в Черкасской области, а Сингаевский, будучи тогда замдиректора "Черкассытрансгаза", баллотировался в народные депутаты по округу. В конце нулевых Сингаевский, как писали СМИ, в том числе и "Зеркало недели", помогал одному из спонсоров партии "Батькивщина" Константину Бондареву. Речь шла об "отмывании" средств через банк "Велес", который работал, по сути, только для реализации подобных схем. Как отмечают СМИ, Сингаевский занимался этим и ранее, "оптимизируя налоги" и выводя деньги в теневое обращение в "Легбанке" вместе с окружением экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко.
Сингаевский пришел в "Укргаздобычу" в прошлом году. Вместе с ним на должность начальника департамента по безопасности УГД перешел работавший до этого в системе "Укртрансгаза" Владимир Гончаров. Всю карьеру Гончаров работал в органах МВДДонецкой области, а с 2012 года даже был первым заместителем начальника Главного управления МВД Украины в Донецкой области. Затем была люстрация, и Гончаров перешел в газовый бизнес.
А забрал его туда, как отмечают участники рынка, бывший начальник Константин Пожидаев, возглавлявший ГУ МВД в Донецкой области во времена Януковича. С 2016 года он является директором по безопасности группы "Нафтогаз". Его департамент является контролирующим и регулирующим органом в системе безопасности группы компаний НАК. Без одобрения ведомства Пожидаева не проходит ни один тендер в компаниях группы "Нафтогаз". И в одну из "дочек" НАК Пожидаев пристроил своего бывшего подчиненного.
Пожидаев – представитель так называемого донецкого клана. После Оранжевой революции возглавлял службу безопасности. Он также возглавлял донецкую милицию во время захвата Донбасса сепаратистами. СМИ писали, что прокуратура Донецкой области даже открыла уголовное производство по ненадлежащему выполнению своих служебных обязанностей бывшими начальниками милиции и СБУ в Донецкой области Константином Пожидаевым и Валерием Ивановым. Якобы именно их действия способствовали созданию террористической "ДНР" и привели к оккупации ее представителями части территории Донецкой области. Пожидаев был уволен с должности только в конце 2014 года, поскольку подпадал под люстрацию.
Что интересно, ЧП "ВР" и ООО "Антарес" осенью прошлого года синхронно подавались на тендер по охране территории Одесского морского порта. Вокруг того тендера возник точно такой же скандал – в руководстве службы безопасности Администрации морских портов Украины СМИ нашли бывшего чиновника МВД, а тендер едва не выиграла (после скандала его отменили) еще одна компания, связанная с бывшими силовиками. Тогда нардеп Сергей Лещенко заявлял, что эти охранные фирмы продвигает в госструктуры министр внутренних дел Арсен Аваков.
Гособъекты оказались без охраны
Примечательно, что участники рынка сигнализировали руководству УГД и "Нафтогаза", что у компаний "Антарес-2000" и "ВР", согласно официальных документов, предоставленных ими, не хватает сотрудников для охраны такого количества объектов, нет доступа к гостайне, что нужно для такой деятельности, старый и оформленный в один день автопарк. Эти и другие нарушения создавали угрозу ненадлежащей охраны важнейших объектов государства. Впрочем, все эти предупреждения были проигнорированы руководством госкомпаний, и с 1 марта подрядчики должны были приступить к выполнению госзаказа.
Однако с проблемами УГД столкнулась фактически сразу. Издание "Последний бастион" сообщает, что по состоянию на 1 марта 2019 года объекты "Полтавагаздобычи", "УПГГК" и "УГВ – Сервис", остались без охраны. После смены руководства "Укргаздобычи" (предправления Олег Прохоренко покидает компанию, - ред.) победители тендеров прекратили предоставлять охранные услуги. Охранная фирма "Антарес -2000", например, не выставила охрану на 40% объектов. На данный момент стратегические объекты охраняют сами представители предприятий "Укргаздобычи", - говорится в сообщении. Вполне вероятно, что аналогичная ситуация и на объектах "Львовгаздобычи", которые должна была охранять фирма "ВР". Согласно нашей информации, там на около 60% постов может не оказаться профессиональной охраны.
Следует заметить, что оставшиеся без охраны объекты – далеко не пустующие ангары или хранилища ненужных бумаг. Речь идет о серьезных материальных ценностях. Причем СМИ не раз писали, что на хищениях с этих объектов уже десятки лет процветает масштабный нелегальный бизнес. Отметим, что УГД в тендерной документации требовала от охранных фирм не просто присутствия охраны на посту. Речь о "профилактике и обнаружении несанкционированных вмешательств, технических повреждений коденсатопровода, нефтепровода, газопровода, станций катодной защиты и линий электропередач путем круглосуточной охраны и патрулирования участков коденсатопровода, нефтепровода, газопровода и прилегающей территории автопатрулями". Переводя договор между УГД и подрядчиком на простой язык, в обязанности фирмы входит охрана пролегающих под землей нефтепроводов от "врезок", с помощью которых злоумышленники воруют у госкомпании ценный конденсат. Потери от такой "деятельности" могут достигать миллионов долларов.
Масштабы этих явлений в Полтавской, Сумской, Львовской областях впечатляют. Ранее сотрудники полиции в Полтавской области обнаружили семь несанкционированных врезок в газопроводы компании "Нафтогаз". Согласно официальным данным МВД, все врезки сделаны в газопроводы "Полтавгаздобычи".
23 ноября прошлого года в селе Марьином Котелевского района задержали двух мужчин, которые сделали врезку в трубопровод и цедили газовый конденсат "Полтавагаздобычи". Группу похитителей на горячем поймали полиция и служба безопасности охранной компании "Альфа-Щит", которая охраняла эти объекты.
При этом СБУ сообщала о задержании в прошлом году трех злоумышленников, которые пытались продать партию украденной нефти. Правоохранители установили, что группа злоумышленников из разных регионов Украины в течение нескольких месяцев при помощи специального оборудования делала "врезки" в нефтепроводы на территории Сумской, Черниговской и Полтавской областей. Продукцию они перекачивали в автоцистерны и продавали для переработки.
Это лишь некоторые из многих аналогичных сообщений в СМИ. Опять же, речь только о случаях, в которых произошли реальные задержания. О том, сколько на самом деле было случаев несанкционированных отборов через врезки, о которых никто не знает, можно только догадываться.
На газовых объектах нужна серьезная охрана
Наши источники, хорошо знакомые с ситуацией в Полтавской области, говорят, что воровство нефти и конденсата из трубопроводов в здешних местах – явление достаточно серьезных масштабов. Вполне возможно, что на нелегальных "врезчиков" трудятся целые села, существует даже разделение труда на "копателей", "сварщиков" и т.д. При этом, даже если правоохранители и задерживают отдельных людей около врезки, то, как правило, это всего лишь исполнители, на местном жаргоне, "муравьи". Самих главарей бизнеса взять на горячем очень сложно.
Стоит отметить, что выгода от этого "бизнеса" более чем серьезная: тонна газового конденсата на рынке нынче стоит 15-16 тыс. грн. А откачивать из нефтепровода - могут десятками тысяч тонн. Трубопроводы, в которые делаются врезки, пролегают, как правило, далеко за пределами периметров стационарных объектов УГД – тянутся на десятки километров через леса, сельскохозяйственные угодья, болота. Залегают они на глубине около 1 метра.
Одна из главных обязанностей привлекаемых УГД охранных фирм – это противодействие врезкам. Пункт 6.3.11 договора, заключенного с "Антарес-2000" на срок с 1 марта по 31 декабря 2019 года, гласит: "Во время движения по маршруту охраны и патрулирования автопатруль осуществляет осмотр прилегающей территории, а также в пешем порядке проходит и обследует закрепленный участок газокондесатпровода по направлению его прохождения". Пункт 6.3.12 обязывает охранную фирму "с помощью поисковых приборов проводить ежедневное обследование участков конденсатпроводов и прилегающей к ним местности с целью выявления врезок, отводов, емкостей (для сбора конденсата), признаков подготовки к их изготовлению".
Сделав врезку, злоумышленники закапывают ее и маскируют место так, что невооруженным взглядом определить, где она находится, чрезвычайно сложно. Обнаружить врезку можно только с помощью специальной аппаратуры, которая выявляет повреждения целостности изоляции трубопровода под землей. Разумеется, что для работы с такой аппаратурой необходимы серьезные навыки. Поэтому УГД не ищет первых попавшихся желающих заработать копейку – госкомпании нужны квалифицированные охранники, умеющие обращаться с серьезным оборудованием. К примеру, согласно условиям тендера, УГД просила охранные фирмы обеспечить объекты охранниками 3 разряда. Примечательно, что таковых у победивших "Антарес-2000" и "ВР" оказалось меньше, чем того требовали условия. Как чиновники УГД "пропустили" несоответствующую условиям тендера заявку, можно только догадываться.
Впрочем, хотя обнаружить врезку – дело не из простых, но это только половина успеха. Далеко не факт, что злоумышленники ею воспользуются в скором времени. Чтобы зафиксировать непосредственно факт незаконного отбора, необходимо находится в засаде 2-3 дня, а то и дольше. И для этого также требуются люди с навыками и умениями.
Следует сказать, что с учетом специфики работы, для ее качественного осуществления необходим парк автомобилей с высокой проходимостью в условиях бездорожья. Далеко не у всех охранных фирм есть такой автопарк. К примеру, перечень авто ЧП "ВР" включает в себя довольно устаревшие машины, которые, похоже, еще и были оформлены с разницей в несколько дней, а некоторые и вовсе задним числом.
Пример оформления автомобиля "специально под тендер"
Также для выполнения пункта 6.3.13 договора с УГД, сотрудники охранной фирмы должны иметь и навыки для обращения с БПЛА "для обследования участков газо- и нефтеконденсатпроводов, которые проходят через болота, речки, поля частных фермерских хозяйств, агрофирм и другие трудонодоступные места". Стоит сказать, что момент с полями и агрофирмами заслуживает отдельного внимания, так как на самом деле речь идет о распространенной в здешних местах схеме минимизации рисков при хищении из трубопроводов. Представители нелегального бизнеса часто оформляют на себя и подставных лиц права аренды на десятки гектаров сельскохозяйственных угодий, по территории которых проходят трубопроводы, и для отвода глаз ведут на них вполне легальную деятельность. Такой маневр позволяет им выставить собственную частную охрану на участках, оградить их заборами от посторонних глаз. Обнаружить несанкционированный отбор на таком участке возможно только при помощи беспилотников.
Что охраняют подрядчики?
"Укргаздобыча" нанимает охрану на очень важные государственные объекты. Так, согласно договору №118/26-19 с ООО "Антарес-2000", в перечень объектов включен продуктопровод протяженностью 5,6 км, проходящий по территории сел Сенча и Виришальное в Лохвицком районе Полтавской области. Он предназначен для транспортировки углеводов (пропилен, деетанпропанбутанизированный конденсат, газ пропан-бутан) к месту отгрузки. Трубопровод проходит под землей.
Кроме того, в числе объектов охраны – Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти. Это объект особенной важности, на котором осуществляется переработка газового конденсата и нефти. На территории общим периметром 3720 м размещены установка для переработки газового конденсата и нефти, резервуарный парк, наливная эстакада, газоналивной пункт, битумная установка, склад товарно-материальных ценностей.
Также в числе объектов – склад для хранения товарно-материальных ценностей в селе Андреевка Балаклейского района Харьковской области, Яблуновское отделение по переработке газа в селе Сенча Лохвицкого района в Полтавской области (также включает склад товарно-материальных ценностей и склад для хранения готовой продукции).
В качестве представляющих особенный интерес объектов можно выделить технологический цех стабилизации конденсата (для его охраны, согласно документации, требуется целых 7 постов охраны). Находится объект в селе Базиливщина Машковского района Полтавской области. Главное его предназначение – "подготовка газового конденсата к транспортировке". На территории объекта находится технологический цех стабилизации конденсата, склад товарно-материальных ценностей, газоналивная эстакада железнодорожного транспорта.
Согласно договору ЛГВ-199/31-19, который был заключен УГД с ЧП "ВР" 28 февраля 2019 года, фирма должна предоставлять услуги по охране административного здания "Львовгаздобычи", центрального склада для хранения материально-технических ценностей, Стрийского, Комарнивского, Хидновицкого, Пасичнянского, Локачинского цехов по добыче нефти, газа и конденсата.
Риски для госкомпании
Получается, что сейчас столь важные объекты оставлены без необходимой комплектации охраны. А ведь о реальности такой угрозы было понятно еще на этапе отбора победителя. Несмотря на впечатляющие финальные цифры по оплате услуг охраны, при детальном рассмотрении становится ясно, что расчеты проведены по сумам, которые даже ниже среднерыночных. Словно, кто-то намеренно хотел сделать тендер менее интересным для широкого круга подрядчиков.
Так, по расчетам УГД, которые представлены в документации по одному из лотов тендера на Prozorro, стоимость одного круглосуточного поста охраны в месяц составляет 39,7 тыс. грн. В расчетах указан месячный оклад охранников с доплатами 4589 грн. При этом, согласно Регламенту охраны объектов группы "Нафтогаз", принятому 14 сентября 2018 года, пост должен состоять как минимум из 5 охранников.
А вот расчеты по контракту с ЧП "ВР". Здесь ради победы на тендере подрядчик насчитал еще меньшие суммы.
Примечательно, что приведенные расценки ниже минимальной себестоимости круглосуточного поста охраны, которая рекомендована "Всеукраинским объединением организаций работодателей охранной сферы "Федерация профессионалов безопасности", членами которой являются и сами ЧП "ВР" и "Антарес-2000". Согласно расчетам федерации, себестоимость одного часа круглосуточной охраны составляет 58 грн, 08 коп с НДС или 48,31 грн для плательщиков Единого налога. Таким образом, месяц круглосуточного поста из 5 человек охраны по минимальным расценкам стоит 40,2 тыс. грн.
В рекомендациях федерации сказано, что средняя рыночная зарплата одного охранника в месяц нынче составляет не менее 9 тыс. грн, а не 4,6 тыс. грн, как пытались показать в документах для УГД. А это значит, что в месяц один пост охраны по рыночным ценам обойдется уже в 72,8 тыс. грн.
Что самое интересное, сама же федерация, куда входит "Антарес 2000", пишет следующее: "Договоры на охранные услуги, заключенные по расценкам, равным или ниже минимальной себестоимости (а контракт с УГД был заключен на низшую себестоимость, - ред.), могут быть квалифицированы, как фиктивные, а услуги, которые предоставляются по ним, как механизм отмывания средств руководителями учреждений, организаций и предприятий совместно с руководителями охранных компании". Это письмо федерации от 24 января 2019 года было направлено руководителям предприятий, учреждений, организаций, субъектов хозяйствования территориальных громад, главам тендерных комитетов, руководителям охранных предприятий.
Минимизация затрат на охранные услуги действительно создает почву для злоупотреблений, говорят участники рынка и эксперты в отрасли. Увеличить зарплату охранникам, а также собственную маржу, охранная фирма может, например, за счет сокращения числа сотрудников на посту, увеличения времени их работы. Кроме того, выходом является и комплектация постов официально нетрудоустроенными сотрудниками. В этом случае как минимум можно экономить на уплате единого социального взноса, который согласно расчетам УГД, составляет 1009,67 грн с каждого поста. Правда, в этом случае нет никаких гарантий не только в отношении квалификации сотрудников, выполняющих столь важные функции на важных объектах, но также и в отношении отсутствия у них, к примеру, справки о судимости, наличия справки, подтверждающей психическое здоровье.
Напомним, что тот же "Антарес-2000" согласился по одному из лотов предоставить на 44 поста 220 охранников, не привлекая субподрядчиков. Однако согласно размещенному самой компанией на ProZorro отчету за 4 квартал 2018 года (подан в налоговую), общее количество наемных сотрудников компании вместе с директором составляет всего 156 человек. Аналогичная ситуация и у ЧП "ВР". У них в отчете по состоянию на 4 квартал 2018 года числилось 170 человек, при том, что согласно условиям тендера, они обязались выставить на посты 480 человек! Где компания возьмет еще три сотни людей для выполнения контракта, и каким образом этот контракт вообще мог быть заключен? Очевидно, нехватка будет восполнена с помощью неоформленных неквалифицированных сотрудников, которых поставят на посты для количества. Благо, из-за кризиса в стране желающих поработать за 4-5 тыс. грн найдется.
* * *
Коррупция в стратегически важных государственных объектах особенно опасна, поскольку создает риск возникновения ЧП особых масштабов. И речь не только о воровстве денег на гостендерах и последующем хищении нефти и конденсата из трубопроводов. В стране идут военные действия, спецслужбы регулярно отчитываются о предотвращенных диверсиях. Еще не так давно обсуждались возможные теракты на энергетических объектах Украины. Эта угроза никуда не исчезла, но некоторым чиновникам не до войны и ее угроз, когда речь заходит о больших деньгах.