RU  UA  EN

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Дизель-шоу Зеленского: что будет с ценами на дизтопливо после остановки "трубы Медведчука"

Все может оказаться не так уж и страшно

Все может оказаться не так уж и страшно Фото:

Совет нацбезопасности и обороны Украины постановил решить вопрос с возвращением в государственную собственность нефтепродуктопровода, который по факту контролируется нардепом от ОПЗЖ, кумом президента РФ Владимира Путина, Виктором Медведчуком. Это решение вписывается в общую систему санкций, которые украинское государство вводит против "кума Путина". Поставки дизельного топлива в Украину по продуктопроводу уже остановлены, и есть риск, что Россия прекратит по нему транзит нефтепродуктов в Европу, обвинив в этом нашу страну, как это раньше часто бывало в случае с транспортировкой природного газа. "Апостроф" выяснял, насколько серьезны риски, и подорожает ли в результате дизтопливо для украинцев.

Украина возвращает в государственную собственность отечественный участок нефтепродуктопровода "Самара-Западное направление", который долгие годы находился в частных руках и, как предполагают власти, обеспечивал прибыль "куму Путина", народному депутату от ОПЗЖ Виктору Медведчуку.

Соответствующее решение было принято на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) 19 февраля в рамках санкций против Медведчука и его окружения.

Продуктопровод и связанные с ним объекты переданы на временное ответственное хранение госкомпании "Укртранснафта".

Почему нефтепродуктопровод, который по умолчанию должен находиться в госсобственности, поскольку это определено украинским законодательством, был приватизирован, должны выяснить правоохранительные и судебные органы. Отдельно же имеет смысл рассмотреть вопрос использования этой "трубы" для поставок в Украину нефтепродуктов, а также последствия ее "национализации".

Читайте также: Скрытая угроза: почему Порошенко сам у себя "купил" телеканал

Нестабильный импорт

Нефтепродуктопровод "Самара-Западное направление", построенный еще при СССР, используется для поставок дизельного топлива из России. Часть топлива шла транзитом в Европу, часть оставалась в Украине.

Импорт дизтоплива по этой "трубе" не прекращался даже после захвата Крыма и начала войны на Донбассе. Причина оказалась достаточно банальной – Украина в значительной мере зависит от импорта нефтепродуктов, и дизельного топлива в том числе. На поставки из России приходится не менее трети всего используемого в нашей стране дизеля, при этом в структуре импорта дизтоплива доля РФ может достигать порядка 45%.

Однако большая часть импорта из России шла не по "трубе Медведчука".

Более того, были периоды, когда этот продуктопровод вообще не использовался для импорта дизтоплива. Как рассказал "Апострофу" аналитик нефтерынка Александр Сиренко, "труба" была "сухой" более полутора лет в 2014-2016 годах. Кроме того, после введения пошлины на поставки в размере 3,7% (позже она увеличилась до 4%) в 2019 году на несколько месяцев поставки по продуктопроводу также останавливались.

В любом случае, доля импорта по нефтепродуктопроводу "Самара-Западное направление" не являлась критичной для нашей страны. И он в последние годы только сокращался.

"Если в 2018 году было порядка 2 миллионов тонн, то за 2019 год – один миллион с четвертью, а в 2020 году – немногим более 600 тысяч тонн", - сказал в комментарии изданию руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Он добавил, что в январе 2021 года по продуктопроводу украинским потребителям было поставлено порядка 30 тысяч тонн дизтоплива - при месячном потреблении в стране на уровне 300 тысяч тонн.

После упомянутого решения СНБО поставки в Украину по продуктопроводу остановлены.

Будет ли дефицит дизеля

Но на общем балансе нефтепродуктов Украины ситуация с прекращением импорта по "трубе Медведчука" не особенно отразится.

По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, украинский рынок нефтепродуктов уже достаточно диверсифицирован, и заместить выпавшие трубопроводные поставки будет несложно. "Это произойдет, как за счет переориентации трубопроводных объемов на отгрузку по железной дороге, так и за счет резервов внутренней нефтепереработки и импорта по морю", – заявил он.

С этим согласен Александр Сиренко: "У нас есть море, есть европейские заводы, под боком есть Беларусь с Литвой, а поэтому причин раздувать панику не вижу никаких".

Вероятнее всего, продолжатся поставки и из России.

Сиренко напомнил, что по нефтепродуктопроводу в Украину поставлялось топливо государственной "Роснефти", тогда как по железной дороге к нам поступает ресурс российской частной компании "Лукойл".

"Возможно, какие-то объемы "Роснефти" пойдут через восточную границу Украины", - добавил эксперт.

Также вполне возможно, что "Роснефть" продолжат использовать нефтепродуктопровод "Самара-Западное направление" для поставок дизтоплива украинским потребителям, но выгружать его будут в белорусском Гомеле, а уже оттуда направлять по железной дороге в Украину, отметил Геннадий Рябцев.

"Дефицита точно не будет", - резюмировал он.

Вопрос цены

Однако нужно понимать, что поставки нефтепродуктов трубопроводным транспортом являются наиболее дешевыми. Но, учитывая незначительность объемов топлива, которые в последнее время импортировались по "трубе", закрытие этого маршрута вряд ли приведет к росту цен на дизель.

"Максимум – это 1-1,5% из-за переориентации на то же топливо, только из Гомеля", - говорит Геннадий Рябцев.

Впрочем, небольшого и временного подорожания дизтоплива полностью исключать нельзя, считает Александр Сиренко: "Я предполагаю небольшой ситуативный скачок, но это будет спекуляция. И нужно будет внимательно следить за тем, кто это сделает".

При этом сейчас в Украине не только нет дефицита дизтоплива, но даже образовался его избыток. "С начала пандемии, с марта-апреля прошлого года, в Украине переходящие остатки – порядка 200 тысяч тонн. У нас около 30% переходящих остатков каждый месяц. И нам, чтобы хорошо "подсушиться" можно один месяц вообще не импортировать, и покупать только у Кременчуга (Кременчугский НПЗ, принадлежащий олигарху Игорю Коломойскому, единственный на сегодня работающий в Украине НПЗ) и "съесть" остатки", - сказал Сиренко.

Но это не значит, что рост цен полностью исключен. Однако, если подорожание нефтепродуктов в Украине произойдет, оно будет вызвано внешними факторами, такими как девальвация гривны и рост цен на сырую нефть.

В последнее время валютный курс достаточно стабилен, а вот нефть дорожает.

Кстати, цены на нефтепродукты в нашей стране медленно растут и сейчас. Если в начале февраля средняя розничная цена бензина А-95 составляла 26,5 гривны/литр, то в конце месяца - уже чуть более 27 гривен/литр. Дизтопливо за этот время в среднем подорожало с 25,9 гривны/литр до 26,45 гривны/литр. Еще ощутимее выросли цены на АЗС на автомобильный газ - с 13,2 гривны/литр до 15,3 гривны/литр соответственно.

Российский транзит

Кстати, решение СНБО по нефтепродуктопроводу "Самара-Западное направление" связано с нюансом, не имеющим отношение к поставкам дизельного топлива в Украину и, соответственно, вопросу цены на него.

Как отметил Геннадий Рябцев, Россия вполне может перекрыть по этой "трубе" поставки в Европу, мотивируя это тем, что, дескать, есть риски со стороны Украины, которая решила "экспроприировать" продуктопровод.

Однако, по его словам, этот риск минимизирован усилиями специалистов аппарата СНБО, благодаря которым в принятом решении говорится не о конфискации продуктопровода, а о "проведении проверки соблюдения требований законодательства" во время передачи в эксплуатацию, использования и отчуждения украинской части этой "трубы".

Читайте также

Находка для врага: для чего "энергоэксперт" Куртев слил в сеть данные о защите подстанций

Эксперт по энергетике Виктор Куртев поставил под удар энергообъекты Украины, опубликовав в сети чертежи их защиты