RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бизнес

«Антонову» меняют двигатель

Минпромполитики пытается заменить Дмитрия Киву на посту генконструктора

Минпромполитики пытается заменить Дмитрия Киву на посту генконструктора Фото: Владислав Содель

1 августа произошла попытка смены генерального конструктора крупнейшего авиастроительного предприятия Украины – ГП «Антонов». Сотрудники предприятия классифицировали ее как рейдерский захват, подали жалобу в Генпрокуратуру и намекают на желание «захватчиков» разрушить предприятие. В то же время эксперты уверены, что нынешний генеральный конструктор Дмитрий Кива справляется со своими обязанностями успешно, и острой необходимости его сменять сейчас нет.

Как сообщает юридическая фирма «Ильяшев и партнеры», в минувшую пятницу, 1 августа, 16 человек под руководством замминистра промышленной политики Александра Каленкова проникли в кабинет генерального конструктора ГП «Антонов» Дмитрия Кивы, с целью завладеть печатями и документами предприятия. В их распоряжении был приказ Минпромполитики от 24 июля №47-Д о снятии господина Кивы и о назначении на должность генерального конструктора и президента ГП «Антонов» Сергея Меренкова. Последний также участвовал в попытке «захвата» предприятия. По словам юриста фирмы «Ильяшев и партнеры» Андрея Гука, наличия данного приказа было недостаточно для законной смены руководителя предприятия.

Старший партнер юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко отмечает: «Минпромполитики, находящееся в стадии ликвидации, не может назначать и увольнять руководство ГП “Антонов”, поскольку 23 марта этого года Кабмин подчинил предприятие Министерству экономического развития и торговли Украины. Следовательно, только руководство Минэкономики может осуществлять действия по изменению руководства предприятия». Господин Марченко уточнил, что уже подана жалоба в Генпрокуратуру, по результатам рассмотрения которой юрфирма ожидает возбуждения уголовных дел в отношении лиц, причастных к незаконной смене руководства предприятия.

Сергей Меренков, выдвигаемый министерством на пост нового генконструктора, до 2006 года руководил разработкой самолета Ан-140 на ГП «Антонов». По информации Романа Марченко, он был уволен за разглашение государственной тайны, однако по одной из версий, выдвигаемых в то время, причиной увольнения господина Меренкова стал конфликт между ним и господином Кивой, а также закрытие проекта Ан-140 как бесперспективного. В дальнейшем господин Меренков работал в структурах, близких к российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК – холдинг, объединяющий крупнейших российских авиапроизводителей). Источник А’ в ГП «Антонов» утверждает, что по этой причине господина Меренкова расценивают на предприятии как «кандидатуру Кремля». «Тем не менее, коллектив “Антонова” очень разный, и хоть предприятие и декларирует полную поддержку Дмитрия Кивы, на самом деле 100-процентной поддержки нет, как, впрочем, нет и 100-процентного неприятия»,‒ говорит собеседник А’. По его мнению, решение назначить нового генконструктора выглядит слишком авантюрно, учитывая то, что согласно уставу предприятия, все изменения руководящего состава возможны только с одобрения действующего генерального конструктора, а чиновники Минпромполитики даже не попытались обсудить назначение с коллективом.

Глава Центра экономического и политического анализа Александр Кава считает, что назначение сотрудника российской корпорации на пост генконструктора «Антонова» еще ни о чем не говорит. «Это просто перемещение топ-менеджмента, вот и все. Например, Борис Шахсуваров успешно справляется с обязанностями замдиректора аэропорта “Борисполь”, при том, что раньше он работал в “Домодедово”. И это не вызывает удивления или опасения»,‒ отмечает господин Кава. «Сергей Меренков – один из немногих “настощих“ инженеров,‒ считает генеральный директор консалтинговой фирмы “Инфомост“ Борис Рыбак.‒ Конечно ему будет тяжело на этой должности, однако он в курсе ведения дел на предприятии, имеет связи в российском авиапроме, что станет ему хорошим подспорьем». Господин Рыбак вместе с тем решительно отмел все предположения о том, что Меренкова назначают с целью разрушить «Антонов» изнутри или же подвергнуть его активы поглощению. «Я знаю Сергея и никогда не поверю в то, что он согласится на роль “могильщика“ для “Антонова“».

Однако эксперты не видят причин для смены Дмитрия Кивы на его посту. «В той конфигурации, в которой развивалось ГП “Антонов“, Дмитрий Кива – естественный преемник Петра Балабуева (бывший генеральный конструктор - А'), и он вполне уполномочен занимать свое место»,‒ считает господин Рыбак. По его словам, в тяжелых условиях украинского авиапрома, когда фактически не существует ни одного серийного авиазавода (Харьковский практически обанкрочен, а Киевский «Авиант» по большому счету является опытным заводом для «Антонова»), Дмитрию Киве удалось организовать производство Ан-148, разработать Ан-158 и Ан-178, заложить проект создания сервисной площадки в Германии для обслуживания тяжелых грузовых Ан-124. «Критика Кивы была, и отчасти она, конечно же, оправдана – идеальных генконструкторов не бывает. Но сейчас замены Кивы ГП “Антонов“ может и не выдержать»,‒ говорит Борис Рыбак.

Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий отмечает, что к ГП «Антонов» есть вопросы относительно производства и отсутствия заказов. «По моему мнению, эти вопросы все же следует адресовать в первую очередь государству и российским партнерам, а не господину Киве»,‒ говорит он.

Читайте также