С 25 октября небо Украины будет полностью закрыто для полетов российских авиакомпаний. Запрет авиаперелетов между Украиной и Россией ощутят на себе все участники рынка: аэропорты потеряют от $10 до $20 млн в год, а госпредприятие "Украэрорух" не досчитается около $10 млн. С другой стороны, от потери украинскими авиаперевозчиками российского направления выиграют авиакомпании других стран — Беларуси, Польши, Турции. Кроме того, как отмечают опрошенные "Апострофом" эксперты, украинцы будут вынуждены платить больше за билеты в Россию. Вместе с тем, эксперты говорят и о том, что такие меры и такая разновидность "торговой войны" Украине необходимы.
В конце сентября Украина ввела санкции против 25 российских авиакомпаний, которые летают в аннексированный Крым. Минтранс России принял ответные меры, запретив пяти украинским авиакомпаниям — МАУ, "Днеправиа", YanAir, WizzAir и "МоторСич" совершать полеты в Россию и обратно. Украинская сторона обратилась к россиянам с просьбой объяснить причины ограничений. Не получив ответа, с 25 октября Украина закрыла воздушное пространство для всех российских авиакомпаний.
Реальные последствия от украинских санкций ощутят на себе пять российских авиаперевозчиков, которые на сегодняшний день осуществляют регулярные рейсы в Украину — "Аэрофлот" (его дочки "Россия" и "Трансаэро"), S7 Airlines и Utair. По словам экс-главы Государственной авиационной службы Дениса Антонюка, ранее пассажиропоток между Украиной и Россией достигал 800-900 тыс. человек в год. "Половина пассажиров летели рейсами Киев-Москва, Москва-Киев, другая — во второстепенные пункты: Владивосток, Магадан, Иркутск", — добавляет эксперт. В первом полугодии 2015 года поток пассажиров между странами уменьшился: украинские авиакомпании перевезли в Россию 187 тыс. пассажиров, российские в Украину - 469 тыс., сообщили в Госавиаслужбе.
Кто проиграет
По мнению Дениса Антонюка, взаимный запрет на полеты ощутят на себе все участники рынка: "Транзит пока не закрыт. Но если его закроют, из-за снижения сборов за аэронавигационное обслуживание "Украэрорух" не досчитается около $10 млн в год". Потери понесут украинские авиаперевозчики. В Россию выполняют рейсы "Международные авиалинии Украины", "Днеправиа" и "Мотор Сич". МАУ осуществляет полеты из Киева в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, и из Одессы в Москву. Компания потеряет от закрытия российского рынка около $35,6 млн, сообщила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. Прямые потери доходов от выполнения рейсов составят $19,6 млн в год. Убытки от перераспределения транспортной сети маршрутов составят $5,8 млн, от простоя судов, взятых в лизинг под перевозки в России, — $10,2 млн в год, от закрытия транзита воздушным пространством — $6,4 млн в год.
С другой стороны, МАУ выгодны украинские санкции против "Аэрофлота", S7 и "Трансаэро". По словам экс-замминистра инфраструктуры Александра Кавы, российские авиаперевозчики составляют конкуренцию МАУ на прямых рейсах и на транзитных направлениях. "Они предлагали самые дешевые перелеты из Украины в Японию, Южную Корею, Вьетнам и Китай", — отмечает Кава.
По прогнозам директора по коммерческим и административным вопросам "Днеправиа" Сергея Посылаева, доходы компании от закрытия авиасообщения с Россией снизятся на 30%. "Это для нас ощутимый объем", — подчеркивает он.
Украинские аэропорты потеряют от введения санкций $10-20 млн в год, прогнозирует Денис Антонюк. "Российское направление было ключевым, поэтому потери будут серьезными. В Борисполе на него приходилось 10% всего пассажиропотока", — говорит Александр Кава.
Кто выиграет
Введение Украиной и Россией взаимных санкций выгодно авиаперевозчикам других стран. "В Россию будут летать через аэропорты Минска, Риги, Стамбула и Кишинева", — отмечает Денис Антонюк. Билеты по этим направлениям подорожают на $20-30. После введения санкций пассажиропоток по московскому направлению переключится на "Белавиа", а также на Air Baltic, польского авиаперевозчика LOT и турецкого Turkish Airlines, прогнозирует директор компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
Через Москву проходит множество транзитных рейсов: Киев-Москва-Пекин, Киев-Москва-Нью-Йорк и другие. "Это были самые дешевые направления. Перелет по ним подорожает на $70-100", — прогнозирует Денис Антонюк.
Часть пассажиров могут воспользоваться железнодорожным или автотранспортом. Правда, по словам Александра Кавы, железнодорожное сообщение между Украиной и Россией также может быть прекращено. "В феврале, когда я был замминистра инфраструктуры, мы работали над поручением Александра Турчинова о приостановке всех видов сообщения между Украиной и Россией", - вспомнил он.
Запрет на полеты грозит экономическими потерями и неудобствами для украинцев, но такие меры необходимы, уверен эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник. "Мы должны исходить из критериев безопасности. В вопросе, что является приоритетом — торговля или война, ответ — очевиден", — подчеркивает он.