RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бизнес

Авиаперевозчики выходят на тропу войны

Участники рынка гражданской авиации обвиняют профильные госорганы в коррупции и монополизации отрасли

Участники рынка гражданской авиации обвиняют профильные госорганы в коррупции и монополизации отрасли Украинские авиакомпании совместно намерены оспаривать действия Госавиаслужбы Фото: Владислав Содель

Ряд компаний, работающих в сфере пассажирских авиаперевозок, заявили сегодня о создании профильной ассоциации. Ее целью стала ликвидация монопольного положения авиакомпании МАУ и ассоциированной с ней финансово-промышленной группы «Приват», а также нормализация регуляторной политики на рынке авиаперевозок. Участники ассоциации жестко критикуют действия Госавиаслужбы и Мининфраструктуры, связанные с вмешательством в операционную деятельность компаний на рынке. Впрочем, Госавиаслужба заявляет о первых шагах в достижении консенсуса с некоторыми из членов новосозданной ассоциации.

Сегодня было официально объявлено о создании профильной Ассоциации авиапредприятий Украины (ААУ). В состав организации войдут: «Wizz AirУкраина», «AtlasjetУкраина», «ЮТэйр Украина»,UM Air,«Хорс», одна из крупнейших украинских компаний по наземному обслуживанию самолетов Trans Aero Handling (TAH) и ряд других предприятий. Кроме того, в состав Ассоциации вошли эксперты авиарынка: Борис Шахсуваров (экс-заместитель гендиректора и экс-гендиректор международного аэропорта «Борисполь»), Николай Марченко (экс-глава Госавиаслужбы) и другие. Основными своими целями в ААУ считают отмену решений Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы, которые, по их мнению, не соответствуют ни украинским, ни европейским нормам, а также недопущение монополизации рынка авиакомпанией «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Ассоциация также намерена инициировать проверку процедуры приватизации компании и ее финансового состояния.

Одним из основных поводов для подобной реакции рынка стало принятие Госавиаслужбой новых правил распределения авиамаршрутов, которые, по мнению участников ААУ, разработаны с целью обеспечения МАУ монопольного положения на рынке авиаперевозок. Так, в ААУ считают, что эти правила необходимо признать антиконституционными и немедленно отменить приказом Мининфраструктуры. Председатель ААУ и генеральный директор компании «AtlasjetУкраина» Сергей Подгородецкий отмечает, что сейчас государство теряет контроль над отраслью гражданских авиаперевозок в пользу одной из финансово-промышленных групп. «Из-за бесхребетности Мининфраструктуры, лоббист, руководящий Госавиаслужбой, откровенно продвигает интересы одной конкретной авиакомпании»,‒ заявил журналистам господин Подгородецкий. Напомним, нынешний глава Госавиаслужбы Денис Антонюк в прошлом являлся сотрудником авиакомпании МАУ, и в последнее время активно подвергается критике игроков рынка за предположительное злоупотребление служебным положением в пользу предыдущего работодателя.

Так, заместитель генерального директора по развитию TAH Юрий Степаненко констатирует, что его компания также столкнулась с рядом нарушений со стороны ведомства господина Антонюка. «Сейчас мы проходим проверку на предмет соответствия ряду требований. Она необходима для продления нам сертификата соответствия (разрешение на выполнение работ в авиационной отрасли.– А’). Господин Антонюк систематически препятствует прохождению проверки, и каждое действие нам приходится “продавливать” при помощи обращений в прокуратуру и силовые органы»,‒ констатирует господин Степаненко.

Члены ААУ отмечают, что Госавиаслужба действует не только в интересах МАУ, но и в целом в интересах компаний, которые связывают с так называемой группой «Приват» и губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским ‒ в том числе, в интересах компании «Интеравиа», которая является крупнейшей на рынке наземного обслуживания самолетов.

В самой же Госавиаслужбе корреспонденту А’ заявили, что проект новых правил распределения авиамаршрутов обсуждался с представителями авиационной отрасли, а некоторые предложения, представленные в рамках обсуждения, были учтены. Кроме того, господин Антонюк подтвердил А’, что сегодня утром общался с генеральным директором «Wizz AirУкраина» Акошем Бушем. «Встреча была, мы объяснили представителям авиакомпании ряд нюансов в новых правилах, после чего они дополнительно попросили предоставить письменное заверение в том, что новые правила не станут причиной остановки их деятельности. На том и разошлись»,‒ говорит глава Госавиаслужбы. Он также отметил, что встречу можно назвать полезной и в целом она может быть первым шагом к достижению консенсуса с авиакомпанией. Обвинения в свой адрес со стороны участников рынка господин Антонюк оказался комментировать.

Напомним, вчера авиакомпания «Wizz AirУкраина» заявила о возможном уходе с украинского рынка из-за введения в действие новых правил Госавиаслужбы. Генеральный директор авиакомпании Акош Буш в ответ на вопрос корреспондента А’ о результатах встречи с господином Антонюком отметил, что глава ведомства уточнил ‒ новые правила позволят авиакомпаниям сохранить текущие назначения на маршруты. «Однако мы обеспокоены тем, что требование выполнять внутренние рейсы не позволит нам расширять нашу сеть доступных по цене международных перелетов. Мы также не получили ответа на вопрос о том, почему полученные нами назначения на перелеты из Киева в Рим, Барселону, Варшаву и Будапешт не были подписаны главой Госавиаслужбы, и что необходимо для того, чтобы начать выполнять эти рейсы»,‒ рассказал господин Буш.

Что же касается возможного ухода с украинского рынка, господин Буш уверен ‒ прежде чем принимать такие серьезные решения, необходимо взвесить все изменения в текущие правила распределения маршрутов.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет