Есть в Украине государственное предприятие "Частное Акционерное Общество "Киев-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта". Так вот, на днях наконец-то был уволен его руководитель Игорь Довбань. Сама по себе эта фамилия подавляющему большинству украинцев ничего не говорит. Да и предприятие известно только в узких кругах специалистов, хотя в железнодорожной отрасли оно довольно значимо. Но возникает вопрос, почему так важно увольнение Довбаня? Да и кто такой этот Игорь Довбань?
Сразу отметим, что ничем особенным в должности руководителя ЧАО "Киев-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" Игорь Довбань себя не проявил. А вот шлейф скандалов за ним тянется.
Трудовой путь уроженца России
Из биографии Довбаня известно, что родился он в России в 1974 году, в городе, названном в честь одного из большевистских вождей Куйбышевым. Ныне город носит название Самара. Впрочем, на этом связь Довбаня с Россией и заканчивается. Вся его дальнейшая трудовая биография протекала в Украине.
Стоит заметить, что биография довольно "цветистая". Игорь Довбань окончил Киевское суворовское училище, затем Киевский институт Военно-воздушных сил, Финансово-экономический институт переподготовки при Черниговском государственном технологическом университете, Национальный университет внутренних дел.
Учился он также в аспирантуре на кафедре национальной безопасности и обороны Национальной академии государственного управления при президенте Украины.
Игорь Довбань одно время занимался бизнесом, работал помощником у нескольких народных депутатов, затем перешел на госслужбу. В 2005-2007 годах работал заведующим приемной президента Украины. В 2010 – 2013 годы занимал должность директора департамента экономики и инвестиций Киевской горгосадминистрации, а в 2014 – 2016 годы – директора департамента Министерства экономического развития и торговли.
Успел Довбань поработать также первым проректором Национального авиационного университета (НАУ) и короткое время даже возглавлял Соломенскую районную госадминистрацию в г. Киеве.
Однако за все время трудовой деятельности Игорь Довбань не имел никакого отношения к железнодорожному транспорту. Но, не смотря на это, в декабре 2019 года его назначили исполняющим обязанности главы правления ЧАО "Киев-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (МППЖТ).
Стоит отметить, что МППЖТ довольно значимо для отрасли и экономики страны. Оно занимается перевозкой грузов железнодорожным транспортом между станциями примыкания и грузовладельцами, а также маневровыми работами на подъездных путях и грузовых фронтах, ведет погрузку и выгрузку из вагонов. В его обязанности также входит содержание и ремонт подъездных путей и подвижного состава.
Киев-Днепровское МППЖТ обслуживает более 1000 предприятий, в том числе тепловые и атомные электростанции, предприятия нефтеперерабатывающей и химической промышленности, цементные заводы, заводы по изготовлению железобетонных изделий, домостроительные комбинаты, гранитные карьеры, комбинаты хлебопродуктов, элеваторы, сахарные заводы.
Хоть в названии предприятия и присутствует аббревиатура ЧАО, но 100% его акций принадлежат государству в лице Мининфраструктуры.
Как отмечено в приказе Министерства инфраструктуры Украины № 49-Ос, Игорь Довбань назначен исполняющим обязанности МППЖТ на период принятия решения Высшим органом общества. Однако на официальном сайте предприятия Довбань отмечен как Глава правления.
Шлейф скандалов
Одним из мест работы Довбаня было Национальное агентство Украины по вопросам подготовки и проведения финальной части Евро 2012. Как сообщали некоторые СМИ, Игорь Довбань якобы трудоустроил в этой структуре всю свою семью. Его жена якобы была назначена главным специалистом, а мать – финансовым директором Нацгентства. Правда, как утверждают источники, на рабочем месте чиновника почти не видели, поскольку большую часть времени он с супругой проводил в командировках, перенимая опыт зарубежных стран в проведении футбольных чемпионатов.
Поговаривали также и о махинациях Довбаня на этом посту. Например, о договоре страхования помещения Агентства, расположенного на 4-м этаже, заключенном на баснословную сумму "от наезда транспортного средства".
Будучи директором Департамента экономики и инвестиций КГГА Довбаня также не обошли скандалы.
Так, в августе 2012 года он, вместе с тогдашним первым заместителем главы КГГА Александром Мазурчаком, по указанию, а возможно и с молчаливого согласия тогдашнего мэра Киева регионала Александра Попова, пытались создать альтернативу существующей инвестиционной комиссии КГГА, в которую входили и депутаты столицы. Создав свою структуру, чиновники смогли бы принимать решения по инвестиционным проектам без участия депутатов Киевсовета.
В 2013 году разразился еще один скандал с участием Игоря Довбаня. Генпрокуратура подозревала, что вследствие служебной халатности чиновника в бюджет Киева якобы не поступило свыше 9 млн грн от долевого участия застройщиков на создание социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры столицы.
Прокуратура и депутаты Киевсовета обращались тогда к мэру Александру Попову с требованием отстранить Довбаня от занимаемой должности на время расследования. Однако Попов на это не пошел. Чем закончилось это расследование – неизвестно. Известно лишь, что Довбань ушел с должности, после чего Попов назначил его своим советником.
Уже при Порошенко Довбань возглавил Соломенскую районную госадминистрацию в г. Киеве.
Еще один скандал с участием Довбаня случился накануне выборов в Киевсовет в 2020 году. Чиновник подал декларацию о доходах за 2019 год и после ее проверки выяснилось, что активы Довбаня более чем в 10 раз превышают его доходы.
Кадровые назначения и "эффективность" работы
Не избежал скандалов Игорь Довбань и в должности главы уже упомянутого выше ЧАО "Киев-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта". Так в апреле 2020 года членом наблюдательного совета, возглавляемого Довбанем предприятия, назначена 24-летняя Валерия Мельничук. Как выяснили журналисты, ранее Мельничук работала помощницей Довбаня, когда тот занимал должность главы Соломенской РГА Киева.
Это абсурдное кадровое решение Довбань пояснил тем, что назначить девушку на ответственную должность ему порекомендовал министр инфраструктуры Криклий. В свою очередь министр в интервью заявил, что назначение Мельничук сделано по представлению Довбаня.
Игоря Довбаня также подозревают в коррупционных схемах. Так, 5 марта 2020 года в главном Офисе ЧАО МППЖТ якобы прошло заседание правления предприятия, на котором принято решение передать на долгосрочный период (10 лет) в платное пользование железнодорожных подъездных путей принадлежащих филиалу ЧАО ООО "Юникорн Меритайм" и ООО "Эвери". Указанные предприятия входят в группу компаний "Орэксим Украина". Кроме того, предприятиям аффилированным с "Орэксим Украина" были переданы в долгосрочное пользование 2 локомотива предприятия, возглавляемого Довбанем, по убыточным ценам.
Отметим, что бенифициаром "Орэксим Украина" является Юрий Будник. Он в свое время являлся бизнес-партнером Игоря Довбаня. С апреля 2016 года по январь 2018 года Довбань был заместителем гендиректора ООО "Орэксим Украина". Соответствующую зарплату он отражает в декларациях за эти годы.
Предполагают, что за позитивное решение по передаче активов ЧАО Довбань якобы получил от Будника деньги в сумме 6 млн грн, но оформил их как займ, о чем и указал в уточненной декларации от 06.03.2020 года.
Результатами финансово-хозяйственной деятельности ЧАО "Киев-Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" заинтересовался и народный депутат Украины Игорь Негулевский, который отправил Довбаню соответствующий запрос. И, кстати, получил на него ответ с дополнениями на 420 листах. Что ответил чиновник народному избраннику неизвестно.
Теперь Игорь Довбань уволен и, возможно, что результатами работы государственного железнодорожного предприятия заинтересуются правоохранительные органы.