RU  UA

четверг, 18 апреля
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.25

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Украина переходит в наступление

Правительство подготовило санкции против России и пособников терроризма

Подошло время и Украине ответить экономическими санкциями на российскую агрессию Подошло время и Украине ответить экономическими санкциями на российскую агрессию Фото: Украинское фото

Украина наконец-то решилась на введение санкций против российских компаний и физических лиц, поддерживающих и финансирующих терроризм на территории страны. Правительство подготовило базовый законопроект, который предусматривает 29 видов санкций ‒ от блокирования активов, ограничения торговых операций, запрета выдачи лицензий Национального банка до прекращения культурных обменов. Кроме того, готов список юридических лиц и резидентов России, однако он еще должен быть утвержден Советом национальной безопасности и обороны, а также парламентом. Эксперты и представители украинского бизнеса сомневаются, что санкции будут введены в полном объеме, поскольку депутаты могут переписать «список пособников» до неузнаваемости. Более эффективно было бы вводить торговые ограничения против российского импорта, от чего украинские власти пока воздерживаются.

Две недели потребовалось украинскому правительству, чтобы подготовить пакет санкций в отношении России, а также перечень юридических и физических лиц-нерезидентов, граждан Украины, которые оказывали или оказывают поддержку, в том числе и финансовую, сепаратизму и терроризму. Этот бизнес и конкретные люди, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, имеют непосредственное отношение к совершению преступлений на территории Украины. «Это впервые в истории Украины, когда мы как государство применяем санкции в отношении иностранных субъектов, совершающих преступления против нашей страны и против наших граждан»,‒ заявил господин Яценюк.

На заседании правительство утвердило базовый законопроект «О санкциях» для того, чтобы «неотложно и эффективно реагировать на явные и потенциальные угрозы национальным интересам и безопасности Украины». Документ содержит 29 видов санкций ‒ как специальных экономических, так и других ограничительных мер. Кабинет министров предлагает блокирование активов, ограничение торговых операций и, как результат, предотвращение выведения капитала за границы Украины. Кроме того, у страны есть право аннулировать или приостанавливать лицензии на осуществление определенного вида деятельности, например, на пользование недрами. Могут быть введены ограничения, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, торговых соглашений, совместных проектов. Кроме того, субъектам санкций может быть заблокирована выдача разрешений и лицензий Нацбанка на ввоз валютных ценностей в Украину из иностранного государства или их вывоз, запрещена регистрация в качестве участника международной платежной системы. Пакет санкций предусматривает также прекращение культурных обменов, аннулирование официальных визитов и запрет деятельности партий.

Вместе со списком санкций Кабинет министров подготовил перечень компаний и физических лиц, подпадающих под них. В этот список, по словам премьер-министра, вошли 65 юридических лиц и 172 физических лица. Список и законопроект будет передан на рассмотрение СНБО, который должен утвердить его. И только после этого документы направят в парламент. Глава правительства заявил, что во вторник парламент проголосует за них. Весь объем санкции, а также перечень компаний и физлиц были согласованы с западными партнерами. Однако Арсений Яценюк не сообщил, кто именно попал в список: «Перечень может быть обнародован по решению СНБО. В большинстве стран, как правило, он не оглашается». Бывший и. о. министра финансов в правительстве Юлии Тимошенко Игорь Уманский считает, что законопроект неплохой, однако длительный процесс его согласования ‒ хорошая возможность «заговорить тему». «Проект следует принять, потом инициировать уже сами санкции ‒ какие именно и против кого конкретно, после чего Совет национальной безопасности и обороны должен утвердить их. Сколько времени уйдет на это и будет ли вообще закон принят? В правительстве скажут, что они сделали все возможное»,‒ говорит господин Уманский.

Заместитель главы совета Федерации работодателей Дмитрий Олейник уверен, что согласовывать в данном случае нечего, ведь за основу взяты санкции западных партнеров. С компаниями также выдумывать ничего не нужно, следует просто взять список тех юридических лиц, против которых ввели ограничения Евросоюз и США. «Когда идет война, поиск доказательств не нужен. Необходимо брать списки партнеров, суммировать и вводить санкции, ведь время на подтверждение стоит человеческих жизней. Нужно уже не рассуждать, а действовать!» ‒ возмущен господин Олейник.

По мнению первого вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергея Прохорова, предложенные правительством санкции могут быть эффективны, но российскую экономику они не погубят. Поскольку ограничения и запреты коснутся банковского сектора с российским капиталом, то вслед за ними пострадают и российские компании, которые эти учреждения кредитуют. Один из участников банковского рынка отмечает, что как только банкирам стало понятно, что конфликта между Украиной и Россией не избежать, большая часть российских финансовых учреждений в Украине начала показывать убытки. «А зачем Украине в таком случае национализировать убыточные банки? Сейчас главная задача, чтобы НБУ и Госфинмониторинг следил за всеми российскими банками, отслеживал каждую транзакцию, возможно, ввел туда кураторов-кризисных менеджеров»,‒ считает источник на рынке. Кроме того, немаловажно, чтобы украинские предприятия кредитовались преимущественно именно в украинских учреждениях, поскольку при получении кредита и открытии счета необходимо подавать всю информацию о предприятии. Не исключено, что Россия получала эти данные через свои банки. Эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает, что документ, предложенный Кабмином, слишком размыт: «С экономической точки зрения есть вопросы, которые не совсем понятны. Если говорить о запрете на увеличение уставного капитала, то наращивают капитал, в первую очередь, банки с проблемными кредитами. Я не знаю, имелись ли в виду какие-то конкретные финансовые учреждения, но, исходя из документа, речь может идти обо всех российских банках, представленных в Украине».

Введение санкций против России отразится и на украинских предприятиях, однако, по мнению господина Прохорова, это необходимо пережить. «Идет война, и украинский бизнес также должен нести ответственность, хоть и пострадает от этого»,‒ соглашается Дмитрий Олейник. В то же время он удивлен, чем все это время ‒ до появления возможности введения санкций ‒ занимались в НБУ, Госфинмониторинге, в налоговой службе, где еще с марта должны были отслеживать всю информацию о финансовом сепаратизме. Кроме того, ограничительные торговые санкции правительство Украины должно было «ввести еще вчера», уверен Игорь Уманский. «Почему они не вводятся? ‒ удивляется он.‒ Пусть бы даже зеркально принятым Россией ограничениям. Кроме того, существует законодательство по борьбе с терроризмом, как и ответственность за поддержку, финансирование и организацию террористической деятельности. Почему об этом нет информации?» По мнению экономиста Национального института стратегических исследований Алексея Молдована, конкретные торговые санкции против российских товаров были бы более болезненными. «Идентифицировать российский капитал в Украине сложно, он в основном заходит сюда через офшоры. А у товара из России есть сертификаты происхождения, доказывать здесь нечего»,‒ уточняет он.

Читайте также

Гектары за бесценок: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Допуск на рынок земли в Украине юридических лиц привел к большому росту цен на земельные участки, фермеры боятся остаться безземельными

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек