RU  UA

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мнение

"Зрада" родом из СССР: как старые отношения мешают новым реформам

Дерегуляцией в Украине занимаются коррумпированные чиновники

Дерегуляцией в Украине занимаются коррумпированные чиновники Украинское правительство ведет тяжелые бои на фронте реформ, но видимых побед пока не так уж и много Фото: УНИАН

Вот уже полтора года украинское правительство ведет тяжелые бои на фронте реформ. К сожалению, видимых побед пока не так уж и много, то там, то сям предательски проскакивает "зрада". Одно из ключевых направлений — дерегуляция. Она должна расчистить регуляторные барьеры и правовые дебри, в которых сейчас функционируют экономические агенты, обеспечить четкие и прозрачные правила игры, что приведет к значительному сокращению теневого сектора, существенно улучшит инвестиционный и предпринимательский климат в стране, обеспечит надежный фундамент для экономического роста и повышения общего благосостояния. Это, пожалуй, одна из базовых экономических реформ, без которых невозможен общий успех. Однако возникает заколдованный круг, при котором непрозрачные правила выгодны самим чиновникам, которые, собственно и занимаются реформированием регуляторной сферы.

Призывы к быстрой и масштабной дерегуляции время от времени звучат в пламенных речах и предвыборных обещаниях политиков, кандидатов в народные депутаты разного уровня, высокопоставленных госчиновников-реформаторов. К данному процессу бойко подключились экспертное сообщество и гражданские активисты. В результате с начала 2014 года было разработано несколько концепций и стратегий дерегуляционной реформы, которые нашли отображение в ряде официальных документов. Со стороны экспертного общества следует выделить инициативы общественной организации EasyBusiness, а также Реанимационного пакета реформ.

Однако на практике особых успехов почему-то не наблюдается. Государственная регуляторная служба отчиталась, что по состоянию на 20 ноября 2015 года выполнено 33% плана мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности. В 2015 году из запланированных 136 мероприятий выполнено 48. Это не умаляет значения отдельных положительных наработок в сфере технического регулирования, безопасности пищевых продуктов, упрощения открытия бизнеса, санитарной и фитосанитарной защиты, международной торговли и вопросов регистрации собственности. Однако выполнения реформы на уровне 33% выглядит как-то не очень оптимистично.

В чем причина? Можно выделить несколько факторов как объективного, так и субъективного характера.

Во-первых, общее состояние институциональной среды в Украине, неотъемлемой частью которой является регуляторная сфера, крайне сложное, если не запущенное. У нас сложилась особая структура общества, которая порождает весьма специфические мотивы поведения для экономических агентов. Во многом она заимствована из советского прошлого. Практически вся существующая регуляторная система, по большому счету, родом из СССР. Она построена на принципах командно-административной системы и по своему духу противоречит рыночной экономике. Перед реформаторами стоит задача, фактически, построить новую регуляторную систему, которая будет отвечать не только требованиям рыночной экономики но и европейскому законодательству, учитывая наши обязательства перед ЕС.

Во-вторых, дерегуляция весьма сложная в техническом плане реформа, которая должна происходить, в основном, не на законодательном уровне, а на уровне подзаконных нормативных актов. Экспертам достоверно неизвестно, сколько именно нормативно-правовых актов регуляторного характера существуют в Украине. По отдельным оценкам, их количество достигает 25-30 тысяч. При этом реформаторские инициативы в сфере дерегуляции можно разделить на два направления секторный срез (практические все отрасли экономики) и сфера регуляторной деятельности (разрешительная система и лицензирование, таможенная и налоговая политика, техническое и контрольное регулирование).

В связи с этим, возникает отдельный вопрос быстрота изменений. Несмотря на ожидания общества, данную реформу нельзя осуществить молниеносно, поскольку пересмотр существующих регуляторных актов по соответствующей процедуре займет не так уж мало времени от полутора до трех лет. Несмотря на активную помощь со стороны экспертного сообщества и гражданских организаций, масштаб задачи актуализирует проблему слабой ресурсной базы реализации реформы. Простыми словами сейчас физически не хватает специалистов, способных проводить пересмотр регуляторной базы.

Третий фактор — сопротивление групп интереса, заинтересованных в сохранении статус-кво, характерная причина трудностей в реализации всех реформ. Самым мощным "антилоббистом" дерегуляции выступает армия чиновников и бюрократов, способная погубить самые светлые инициативы, ведь существующие непрозрачные правила источник их личного обогащения. Получается замкнутый круг: коррумпированный чиновник, осуществляя мероприятия по дерегуляции, фактически рубит сук, на котором сидит. Стоит ли ожидать особой прыти от такого "реформатора"? В связи с этим возникает острая необходимость проведения реформы госслужбы, которая очистит госорганы от нерадивых сотрудников, повысит общую организационную и институциональную способность министерств и ведомств. Но ключевым фактором в наших условиях, который может разорвать этот заколдованный круг, остается политическая воля высшего руководства на реализацию реформ. Судя по текущим результатам, в Украине с этим серьезные проблемы…

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции