Министерство финансов Украины проведет мониторинг всех социальных выплат. Ревизии подлежат около 363 млрд грн госрасходов. В Минфине считают, что могут сэкономить, как минимум, 5 млрд грн, прекратив выплаты фиктивным "льготникам" — мошенникам, оформляющим выплаты на псевдопереселенцев из Донбасса и умерших пенсионеров. Под ревизию также попадут и выплаты малообеспеченным гражданами, а также субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. В большинстве случаев незаконно полученные пособия придется вернуть государству.
В этом году на выплаты по всем социальным программам в госбюджете заложено 363 млрд грн. Большая часть выплат из этой суммы приходится на Министерство социальной политики и Пенсионный фонд. В Министерстве финансов подсчитали, что, как минимум, 5 млрд грн (1,3% от всех соцрасходов) можно сэкономить. Повод для таких расчетов у Минфина появился после запуска в прошлом году пилотного проекта по верификации выплат для переселенцев из Донбасса. Теперь Минфин намерен провести мониторинг всех остальных социальных выплат, в том числе субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и пенсий. Ревизия должна завершиться до 1 июля 2016 года.
"В первую очередь, будем работать с теми программами, где, согласно нашему предварительному анализу, может быть наибольший размер неэффективности выплат", — отметил замминистра финансов Роман Качур.
Найти и наказать
Единого реестра получателей социальной помощи в Украине нет. Именно это мешает чиновникам отслеживать правомерность назначения соцвыплат тем или иным гражданам в режиме реального времени. Пока что Минфин будет искать нарушителей и выявлять несоответствие информации о получателях соцпомощи, сверяя данные о них из всех доступных государственных баз данных и реестров. Перечни получателей соцпомощи Минфину должны будут предоставлять ответственные за выплаты ведомства. Если по результатам верификации будет доказано, что социальная помощь предоставлена безосновательно, деньги необходимо будет вернуть.
"Но не во всех случаях. Что касается помощи на детей, во всех нормативных актах прописана только остановка выплат (в случае их незаконного назначения, — "Апостроф")", — уточнил начальник управления верификации и мониторинга выплат Минфина Андрей Рязанцев.
До последнего времени власти плотно занимались только поиском псевдопереселенцев из Донбасса. В июле прошлого года Минфин начал сбор данных относительно лиц, которые, получив статус переселенца и оформив себе выплаты, вернулись обратно на неконтролированную территорию. Чтобы облегчить учет переселенцев, Кабмин обязал всех претендующих на ежемесячные выплаты открыть счет или карту в "Ощадбанке". Как рассказал Андрей Рязанцев, за первые четыре месяца пилотного проекта около 50 тыс. семей выпали из списка получателей выплат. Проживая на оккупированной территории, они физически не смогли появиться в отделениях госбанка. Следовательно, получать ежемесячную адресную помощь они не должны, считают в Минфине.
Как ранее писал "Апостроф", в конце февраля Министерство социальной политики приостановило выплаты ежемесячной адресной помощи 150 тыс переселенцам, которые по информации СБУ, вернулись на оккупированные территории. В Минсоцполитики настаивают, что, прекращая выплаты, они, прежде всего, предотвращают попадание средств госбюджета Украины в руки боевиков на оккупированных территориях. На прошлой неделе министр социальной политики Павел Розенко заявил, что готовится приостановка выплат еще для 350 тыс. человек. Он отметил, что в данном случае есть также вопросы и к сотрудникам управлений соцзащиты и отделений Пенсионного фонда, замешанных в оформлении фиктивных пособий и переоформление пенсий переселенцам.
Бюрократические сложности
Фиктивных льготников находят не только среди переселенцев. Начав верификацию соцвыплат, в Минфине выявили около 1,8 тыс случаев, когда соцпомощь назначалась людям, чей возраст был от 100 до 120 лет. Также выяснилось, что очень часто граждане получали выплаты по паспортам, утерянным 5-10 лет назад. Но, даже обнаружив такие факты, Минфин своим решением не сможет заморозить выплаты. Как отметил Роман Качур, прекратить начисления получателям соцпомощи может только то ведомство, которое их назначило. В преобладающем большинстве случаев это компетенция Министерства социальной политики и Пенсионного фонда. Минфин же сможет лишь рекомендовать Минсоцполитики проверить те или иные факты несоответствия.
Поводом для прекращения соцвыплат может послужить наличие у льготников больших сумм на банковских счетах или дорогостоящие покупки. В частности, переселенцам могут отказать платить пособия, обнаружив у них на счету депозиты на сумму более 10 минимальных прожиточных минимумов (сегодня это 13,3 тыс. грн). Напомним, что в конце декабря прошлого года Верховная рада, приняла закон, предоставляющий Министерству финансов доступ к банковской информации. Без этого Минфин не смог бы провести верификацию соцвыплат. По оценкам Минфина, почти 2,7 тыс переселенцев, имея в банках суммы гораздо больше минимального порога, смогли оформить для себя ежемесячные выплаты. Теперь, получив от парламента доступ к банковской тайне, Минфин намерен такие случаи пресекать. По имущественным критериям также могут лишить других соцвыплат, в частности, пособий малообеспеченным семьям и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Проведение верификации вовсе не означает, что нарушения, о которых говорят в Минфине, удастся ликвидировать раз и навсегда. "В Украине нет возможности вести верификацию на постоянной основе в системе социальной поддержки. Нет сопоставления данных, которые получают разные государственные органы", — говорит эксперт "Реанимационного пакета реформ" Павел Кухта.
Но в любом случае верификация нужна, считает он. Тем более что есть опыт успешной реализации подобных проектов в ряде стран. К примеру, в 2011 году в Греции, по словам Кухты, проведя верификацию, удалось сэкономить 0,5% ВВП.