Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал двукратное увеличение минимальной зарплаты с 1 января 2017 года. По его словам, в государственном бюджете на следующий год будет заложена минималка в размере 3200 гривен. Позже глава ГФС Роман Насиров пояснил, что такое решение поможет вывести экономику Украины из тени и в перспективе даже положить конец такому явлению, как "зарплата в конвертах". "Апостроф" обратился за мнением к финансовым и экономическим экспертам. Некоторые из них полагают, что повышение минимальной зарплаты может иметь абсолютно обратный эффект.
Старший аналитик МЦПИ Александр Жолудь:
Основная проблема в том, что были заявлены определенные величины, которые не соответствует тому, что прописано в проекте закона о Госбюджете на 2017 год, который подал Минфин 15 сентября. Это значит, что проект бюджета должен пересматриваться. Пока мы не можем посмотреть, насколько изменится оценка расходов и доходов в связи с пересмотром этих показателей. Пересмотр минимальной зарплаты может иметь как положительный эффект (повышение доходов малообеспеченных категорий), так и отрицательный (например, безработица и уход в теневой сектор тех, кто не может платить новую минимальную зарплату).
Из-за того, что никаких оценок не было предоставлено относительно того, как это повлияет на бюджет, тем более не было предоставлено каких-то оценок, как это повлияет на экономику в целом, пока еще рано делать какие-то четкие количественные оценки.
Касательно того, что увеличение минимальной зарплаты якобы поможет вывести экономику из тени, думаю, что, скорее, от данного решения можно ожидать обратный результат – увеличение тенезации экономики. То есть те бизнесы, которые могли платить минималку, но не смогут платить повышенную минималку, уйдут в тень.
Однако я пока еще не составил однозначного мнения, потому что мнение нужно составлять не на том, что думаешь по данному вопросу, а на основе каких-то расчетов.
Старший экономист CASE Ukraine Владимир Дубровский:
Нужно смотреть, как сформулировано это предложение. Насколько я понимаю, речь идет о том, чтобы отвязать минимальную зарплату от тарифной сетки. Получается, что бюджетникам зарплаты автоматически не повышают. Если так, то это решение не столько для повышения нижнего уровня зарплат людей, сколько для легализации тех денег, которые должны идти на единый социальный взнос и налог на доходы физлиц, поскольку теперь тот, кто выплачивает зарплату в конверте, должен будет показывать хотя бы минимальную зарплату, ну, или переводить человека на неполную занятость.
С другой стороны, людям, которые сейчас стараются прикидываться бедными и получать пособия и субсидии, будет тяжелее это делать, потому что им будет, так сказать, вменена не такая уже маленькая минимальная зарплата. Получится, что многие из них не смогут претендовать на пособия.
Я так понимаю, что это делается именно с целью повысить доходы бюджета и снизить затраты на субсидии. Но, в общем-то, подозреваю, что в реальности будут другие эффекты. Часть людей, которые получают сейчас меньше этой минимальной зарплаты, может быть, начнут получать больше, если работодатели изыщут возможность платить им больше, но часть из этих людей либо уволят, либо переведут на полностью теневую занятость, потому что если средств для этого нет – то средств для этого нет. Какой будет в результате эффект для бюджета? Очень может быть, и отрицательный.
Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса:
На самом деле, основная идея этого решения – это детенизация заработных плат. Поскольку это решение предусматривает, что все социальные выплаты будут отвязаны от минимальной зарплаты – то популизмом это назвать трудно. Если сейчас у вас есть минимальная зарплата, меньше которой вы платить не можете (в итоге очень многие предприятия платят сотрудникам минимальную зарплату, остальное все – в конверте), то после принятия этого решения сумма, которую они должны будут платить, увеличится вдвое. Соответственно вырастает база, с которой платят налоги, в первую очередь ЕСВ. Если зарплата в конвертах и не исчезнет как явление, то во всяком случае уменьшится та часть, которую вы получаете в конверте.
Я не представляю, как на большей части предприятий возможно официально избавится от своих сотрудников, чтобы не платить им увеличенную минимальную зарплату. Возможно, маленькие компании так и поступят. Но на больших предприятиях вы не можете никуда деться от сотрудников, поэтому вы будете платить им больше официально.
Оценить пока не могу результаты такого решения, но оно будет способствовать детенизации, а это хорошо.