Проблема автомобилей на еврономерах обсуждается не один день. Пробелы в законодательстве и безучастность государства привели к тому, что сейчас на украинских дорогах от 300 тысяч до миллиона так называемых "евроблях". К какому ущербу для экологии может привести засилье таких автомобилей и каковы пути решения проблемы, в интервью "Апострофу" рассказал автомобильный эксперт СЕРГЕЙ МАТУСЯК.
- Каков главный путь решения проблемы автомобилей на европейских номерах?
- Во-первых, нужно, чтобы все ветви власти между собой взаимодействовали, и преодолеть коррупцию, потому что все эти автомобили находятся здесь незаконно, поскольку их сюда пропускает таможня.
А, во-вторых, полиция не может ничего сделать, так как у них нет базы данных по таким автомобилям. Если бы, например, полиция проверяла, законно ли автомобиль находится на территории Украины, она могла бы оштрафовать водителя, забрать авто на штрафплощадку и тому подобное. Поскольку у полиции нет этой базы, то они останавливают автомобили только в том случае, если есть нарушение ПДД.
Надо делать совместные рейды с таможенниками, у которых есть база данных. Когда это авто въехало, когда оно должно выехать, иностранец его ввозил или украинец, в каком режиме автомобиль въехал в Украину. Вся информация есть у таможенников, но они не могут останавливать автомобили, этого всего нет у полиции, которая может останавливать автомобили. Это несогласованность ветвей власти.
- Какие шаги предпринимаются для того, чтобы решить эту проблему?
- Что-то делается. Например, есть задержания таможенников, которые за взятки пропускали эти автомобили. Также говорят об объединении баз, о совместных рейдах. Однако это не делается систематически. Есть области, где автомобилей на еврономерах больше, чем на украинских – Закарпатская, Волынская, Львовская области, например. Во Львове, говорят, уже нет такси на украинских номерах. Это очень большая проблема, которую нужно было решать еще вчера.
- Что делается на законодательном уровне, чтобы решать эту проблему? Возможно, снизить размер пошлины?
- Во-первых, нужно, чтобы все были в одинаковых условиях. Если владелец автомобиля на украинских номерах платит налоги, а кто-то купил автомобиль и ничего не платил – то это неправильно. Поэтому надо выработать единые правила. Владельцам таких автомобилей нужно платить ту же пошлину, акциз. Но у нас такие автомобили невозможно растаможить, так как они до 2010 года выпуска. С другой стороны, если начнем растамаживать подержанные автомобили со стандартом Евро-0, Евро-2, то захлебнемся выхлопами.
- Это еще и экологическая проблема?
- Конечно. А по поводу того, что Южанина (Нина Южанина, председатель комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, - "Апостроф") сказала, что будет дана возможность растамаживать автомобили до 2010 года выпуска, тогда будет определенный компромисс. Но нужно увеличить ответственность за нарушение транзита и правил временного ввоза автомобилей.
То есть, если украинец ввез автомобиль на 5 дней и вовремя не выехал за границу. Другой случай - иностранец ввозит автомобиль на территорию Украины на год, а здесь передает его украинцу. Наш гражданин не имеет права управлять таким ТС, но ездит. И даже когда его остановит полиция, то это ни к чему не приводит из-за отсутствия у полиции баз данных.
Вообще, интересная ситуация. Автомобиль ввозится на территорию Украины иностранцем на "временный въезд", а здесь им пользуется украинец – это нарушение. Однако, кто должен нести ответственность – иностранец, который передал автомобиль, или украинец, который пользуется им непонятно на каких правах? Непонятно, кого наказывать. Нужно изменить законодательство таким образом, чтобы можно было наказывать одного и другого.
- Много вопросов и к парламенту?
- Конечно. С одной стороны, нужно усилить ответственность за ввоз таких автомобилей без уплаты налогов, а с другой стороны, легализовать – сделать возможным ввозить такие автомобили на законных основаниях. В любом случае, за такие автомобили надо платить пошлину.
- На сегодняшний день уже около 60 000 таких автомобилей. Если бы с каждого автомобиля выплачивалась хотя бы 1000 евро за растаможку – это помогло бы существенно увеличить поступления в бюджет. Почему власть до сих пор ничего не делает для этого?
- Я вам больше скажу, по разным оценкам, от 300 000 до миллиона автомобилей. А то, что говорила Южанина о пошлинах (от 1000 до 2000 евро за растаможку авто, в зависимости от объема двигателя - "Апостроф") – именно так и должно быть. Но люди, которые протестовали возле Рады, им это невыгодно. Они один раз заплатили посредникам 500-700 евро для того, чтобы иностранец привез, например, из Литвы автомобиль, и больше ничего платить не хотят. Люди один раз заплатили и думают, что будут ездить на этих автомобилях всю жизнь. Но если ты хочешь ездить всю жизнь, то надо заплатить государственную пошлину.
В принципе, логика комитета таможенной политики правильная, но будут ли платить владельцы автомобилей на еврономерах? Возможно, что эти активисты и в дальнейшем будут перекрывать дороги.
Насколько я знаю, есть около 10 законопроектов на эту тему, но ни один из них не устраивает Автоевросилу, которая и инициирует протесты, а, с другой стороны, государство не спешит решать эти проблемы. Хотя есть указ президента, что нужно срочно, в месячный срок решить этот вопрос. Но сдвигов пока нет.
- К чему может привести нынешняя ситуация, эти протесты?
- Это зависит от того, какие законы будут приняты. В любом случае, это не понравится владельцам таких автомобилей, которые привыкли ездить практически бесплатно, не платя никаких налогов и не имея никаких документов на автомобиль. Их нужно легализовать, но за их же деньги, что никому из них не нравится. Поэтому и в дальнейшем будут эти протесты.
Что касается тех людей, которые являются владельцами автомобилей с украинскими номерами, они очень негативно настроены по отношению ко всем этим "литовцам" и другим.
- Возможны ли новые "майданы"?
- Я думаю, что владельцы "евроблях" не найдут поддержки у большинства людей, поэтому никакого майдана не будет.
- Каковы варианты выхода из сложившегося автокризиса?
- То, что сказала Южанина – это нормальный вариант, который будет поддержан обществом. Раз мы стремимся в Европу, то все должны платить налоги одинаково. Пользователям этих автомобилей и так пошли на уступки, позволив растамаживать авто до 2000 года выпуска, несмотря на экологию. Власть на уступки идет, но это не могут быть уступки, которые потом приведут к социальной напряженности и срыву, что все перестанут платить налоги.
- Между прочим, не приведет ли засилье этих автомобилей к увеличению количества ДТП на дорогах, поскольку далеко не все эти машины в надлежащем состоянии?
- Эта проблема существует уже сейчас. Около 5% ДТП, и это обнародовала полиция, совершается автомобилями с иностранными номерами. В отдельных областях количество таких ДТП составляет 50%. Проблема в том, что эти автомобили находятся в Украине без страховки, соответственно такие водители могут не платить за ущерб. Люди понимают, что это угроза на дороге. К тому же, водители этих автомобилей не заботятся о техническом состоянии своих авто, ведь уже завтра у тебя могут забрать "евробляху". То есть, это достаточно большая проблема.
Еще одна проблема - криминал. Например, люди договариваются о продаже таких авто, хотя законно их нельзя продавать. Человека, покупающего авто, выбрасывают из автомобиля, а затем исчезают в неизвестном направлении. Кроме того, злоумышленники используют такие автомобили для совершения преступлений.
- И как с этим бороться, чтобы, условно говоря, завтра этих автомобилей было меньше, а послезавтра их не было вообще?
- Нужно, в первую очередь, увеличить ответственность и улучшить законодательство, поскольку в действующем есть определенные пробелы. Нужно в законах четко прописать: нарушил срок пребывания авто – штраф или конфискация авто в зависимости от срока просрочки. Также нужно навести порядок на таможне, чтобы не пропускали такие автомобили. Все это можно прописать в законодательстве. Почему украинец имеет право ездить транзитом на иностранном автомобиле – с этого все и начинается.