Правящая фракция "Слуга народа" готовит законодательную инициативу, согласно которой у украинцев смогут забирать жилье и другое имущество за коммунальные долги. Лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко во время заседания Рады 2 марта заявила, что властям нужно не имущество забирать, а уменьшать цену коммунальных услуг. Смогут ли у украинцев забирать жилье и что делать с коммунальными долгами, которых набежало уже 73 миллиарда гривен - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал председатель Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.
- Юлия Тимошенко во время своего выступления в Раде заявила, что якобы есть законодательная инициатива, соответственно для которой за неуплату коммуналки могут забирать и жилье, и авто. Что вы об этом думаете?
- Это уже не первое предложение, звучащее от "слуг народа", о лишении имущества за жилищно-коммунальные услуги. Я считаю, что при средней зарплате в 10 тысяч гривен, когда украинцам приходят платежки на 4-5 тысяч гривен в отопительный сезон, говорить о том, что у людей будут забирать имущество за долги, потому что они физически не могут оплатить, абсолютно неуместно.
Долги действительно существуют. Например, в январе в Херсонской области за отопление оплатили 47% потребителей. А задолженность на 1 января в Украине уже достигла 73 миллиардов гривен. Об этом также нужно думать перед тем, как поднимать тарифы на жилищно-коммунальные услуги: есть ли у остальных возможность оплатить их?
Озвучу несколько цифр: в феврале общая платежка украинцев, проживающих в многоквартирных домах, возросла на 1000 гривен. И при этом субсидия, которую выделяет государство, уменьшена до 33 млрд грн, если я не ошибаюсь. В прошлом году она составляла 45 млрд. Поэтому сегодня я не вижу вариантов, как украинцы вообще будут платить за жилищно-коммунальные услуги.
- Как быть человеку в этой ситуации?
- Сегодня государство не предлагает никаких вариантов, кроме субсидий. Поэтому нужно идти и любыми способами оформлять ее, потому что других вариантов нет.
Государство не предлагает снижение или пересмотр тарифов. Оно говорит: либо вы платите, либо вы можете получить рассрочку платежа или задолженности. Чаще всего речь идет о задолженности. И все. Других вариантов у людей нет, они вынуждены платить. Те, кто не может этого делать, формируют задолженность.
- А об этой законодательной инициативе - о так называемой спецответственности, о которой говорила Тимошенко - это вообще реально?
- В первую очередь у людей будут арестованы все счета, заблокированы карты, если будет решение суда.
Следующий этап - будет арестовано все движимое имущество: автомобили или все, что является движимым имуществом.
И третий этап - это арест квартир. На моей памяти в независимой Украине был один случай, когда через суд в городе Ровно у человека забрали квартиру. В других случаях люди самостоятельно продавали квартиры и рассчитывались за жилищно-коммунальные услуги.
Но все это реально. Мы можем ждать от "слуг народа" и не такие действия. Они своими заявлениями четко говорят: их не интересуют украинцы со своими проблемами. Для них главное, чтобы были средства в бюджете для уплаты долга МВФ.
- С теми долгами, которые уже есть, что делать?
- Нужно в первую очередь разобраться с этими долгами. Часть долгов потребителей, проживающих в сельской местности и частном секторе, накопилась перед облгазсбытамы. Они незаконно начислили людям так называемый зимний коэффициент. Этих долгов достаточно много.
Во-вторых, надо разобраться с долгами совладельцев многоквартирных домов, которые они получили от теплоснабжающих компаний. Методика распределения тепла в многоквартирном доме позволяет начислять вдвое, а то и втрое больше, чем обычный тариф, и только потому, что человек своевременно не сделал поверку счетчика или даже не знал, что у него установлен счетчик. Нужно разбираться.
Я считаю, что все эти законодательные предложения "Слуг народа" должны быть остановлены, пока мы с вами не сможем защитить потребителей коммунальных услуг. Сегодня мы с вами не можем, например, составить любую претензию к теплоснабжающей компании, потому что на это могут уйти годы. А она каждый месяц будет начислять огромные тарифы и формировать задолженность.
- То есть в судебном порядке решить этот вопрос между потребителем и поставщиком услуг невозможно?
- Это очень сложно. Сегодня потребитель практически не защищен от действий монополистов. Судебные дела могут длиться годами, а других вариантов нет. Потому что Государственная жилищно-коммунальная инспекция существовала до 2011 года - кстати, этот законопроект сейчас в Раде находится - некуда обратиться. Есть только Госпродпотребслужба, а она занимается не только вопросами коммуналки, но и всеми остальными. Их просто не хватает.