RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55

Изобрести оружие для армии может каждый студент - руководитель оборонного кластера Brave1

В Украине любой желающий может предложить военным свою разработку

В Украине любой желающий может предложить военным свою разработку Наталия Кушнерская Фото: пресс-служба Brave1

Украина получает от союзников самые разные виды вооружений, которые, в большинстве существенно превосходят аналоги страны-агрессора. При этом наша страна производит собственные образцы оружия и военной техники, и они успешно используются в различных военных операциях. Однако из-за специфики рынка вооружений период между появлением опытного образца и налаживанием массового производства может быть слишком долгим. Чтобы сократить имеющиеся процедуры в этой сфере, а также, чтобы фронт получал современные и эффективные виды вооружений, правительство создало оборонно-технологический кластер Brave1. Чем конкретно занимается кластер, и какие военно-технические разработки наиболее востребованы нашими бойцами, в интервью "Апострофу" рассказала руководитель Brave1 НАТАЛИЯ КУШНЕРСКАЯ.

Оценят и дадут денег

– Украина всегда имела достаточно мощную военную промышленность. Зачем понадобилось создавать вспомогательную компанию?

- Сегодня Украине нужно оружие собственного производства. Мы не можем полностью зависеть от помощи союзников. И у нас есть множество талантливых инженеров, способных создавать современные вооружения.

Рынок оружия очень специфичен. Он всегда был очень закрытым. Независимым разработчикам всегда тяжело туда попасть. И это обусловлено не только конкуренцией со стороны мощных производителей, но и сложными и длительными процедурами, которые сопровождают экспертизу, испытания и принятие на вооружение новых образцов военной техники. Поэтому путь от опытного образца к изделию, поставленному на вооружение и готовому к серийному производству, традиционно занимает несколько лет. Такой порядок не является особенностью Украины – во всем мире внедрение новых образцов оружия является длительным и сложным процессом.

Но сегодня у нас нет времени проходить все процедуры по правилам мирного времени. ВСУ нуждаются в новых образцах оружия как можно скорее. Также важно задействовать творческий потенциал независимых разработчиков, подключить к производству оружия новые частные компании, способные наладить массовое производство.

Чтобы выполнить эти задачи, Министерством цифровой трансформации, Министерством обороны, Генеральным штабом Вооруженных сил Украины, Советом национальной безопасности и обороны, Министерством по стратегическим отраслям промышленности и Министерством экономики был создан кластер для развития военных технологий Brave1.

– Как он работает?

– Мы ставили перед собой задачу создать одну большую экосистему, которая включала бы в себя всех участников рынка. Кластер объединяет основные государственные институты, ответственные за разработку и поставку новых видов вооружений, чтобы максимально сократить путь от разработки до производства. Здесь же представлены предприятия, занятые разработкой, испытанием и производством инновационных решений для сил безопасности и обороны. Благодаря этому все формальности и бизнес-процессы максимально упрощаются и ускоряются.

Предположим, есть группа изобретателей, которая готова предложить новый образец вооружения. Как она может представить свою работу и на какую помощь может рассчитывать?

– Существует интернет-платформа Brave1. Каждый имеющий проект или готовое изделие, полезное для ВСУ, может зарегистрироваться и предоставить необходимые материалы. Все они немедленно попадают на рассмотрение экспертов Генштаба. С нами работают более 500 военных специалистов всех специальностей. Они в течение двух недель изучают предложение, оценивают его с точки зрения полезности для армии и дают свой вывод.

С проектами, которые получают высокую или среднюю оценку, мы работаем дальше. Если разработчики нуждаются в финансовой поддержке для завершения работ и создания опытного образца, они могут получить грант на 5 или 25 тысяч долларов. Для крупных предприятий это небольшие деньги, а вот для начинающих команд, волонтерских инициатив это достаточно ощутимая поддержка.

Когда опытный образец готов, мы содействуем тому, чтобы он быстро попал на испытания на полигоны и получил оценку со стороны военных.

И если эта оценка также оказалась положительной, представители министерств, представленные на Brave1, помогают оперативно пройти все соответствующие документальные процедуры, необходимые для допуска к эксплуатации.

Благодаря такой слаженной работе путь от идеи до принятия на вооружение новых видов военной техники сокращается до нескольких месяцев.

Приглашаются все

– Сколько времени работает Brave1?

- Чуть больше четырех месяцев. Кластер основан 26 апреля.

И каких практических успехов удалось добиться за это время?

– С момента основания на платформе было представлено уже более 530 разработок. Из них более 250 уже прошли экспертизу. И более 210 получили среднюю или высокую оценку - это означает, что такие изделия признаны полезными для армии. Согласованы гранты на 1 миллион 125 тысяч долларов. При этом 45 грантов на сумму свыше 785 тысяч долларов уже выданы. По остальным грантам идет оформление документов, и уже скоро разработчики получат деньги.

Стоит отметить, что эти цифры очень динамичны. Почти каждый день мы получаем новые заявки и результаты экспертиз. Так что количество перспективных образцов вооружений стремительно растет.

– Кто представляет свои разработки на платформе? Это профессиональные конструкторские бюро или умельцы из гаражей?

– Мы не создавали каких-либо ограничений для участников. Так что к нам может обратиться буквально кто угодно. Единственное условие – гражданство Украины, поскольку кластер создан для развития именно отечественных оборонных технологий.

Поэтому к нам со своими идеями обращаются и научные коллективы, и крупные компании, и просто группы граждан, которые считают, что могут создать полезные образцы техники и оборудования.

Более высокий уровень подготовки проектов, конечно же, у крупных компаний. Большинство из них раньше не занимались военными разработками, однако у них есть опыт ведения бизнеса и создания образцов техники в своих отраслях. У них, как правило, есть собственные группы инженеров, материальная база для создания образцов, команды юристов и экономистов. И часто они способны при наличии заказа самостоятельно создать серийное производство предлагаемых изделий.

Однако мы уделяем большое внимание и стартапам. Ведь, хотя группа студентов не обладает большими техническими средствами или финансами, она может генерировать очень креативные идеи. И если помочь им оформить необходимые документы, профинансировать опытные образцы, показать их работу потребителям (силам безопасности и обороны), то на выходе можно получить очень полезные для армии изделия.

Работают с нами и волонтерские организации. Многие из них за собранные гражданами средства освоили производство определенных образцов вооружений. Они уже опробованы на поле боя и имеют одобрительные отзывы от частей, где они использовались. Фактически, в данном случае речь идет о том, чтобы официально принять эти образцы на вооружение и организовать их массовое производство по государственному заказу.

– Министерство обороны определяет какие-то виды оружия, которые оно хотело бы получить, их технические характеристики? Или изобретатели могут предлагать все, что им подсказывает творческая фантазия?

– Здесь, опять-таки, никаких ограничений. К рассмотрению и оценке принимаются любые идеи.

Хотя, конечно, есть и очевидные потребности ВСУ, которые нужно закрывать. Именно на это были направлены усилия многочисленных волонтеров и предприятий, которые хотели помочь армии.

На первом этапе работы Brave1, еще до официального запуска в апреле, мы тесно взаимодействовали и исходили из нужд Генерального штаба ВСУ, который и определяет, в чем именно нуждаются рода войск и наши бойцы на передовой. На основе этого были сформулированы 12 основных направлений, которые являются приоритетными для сил безопасности и обороны, и которые являются основными векторами, по которым работает кластер:

- технические средства разведки;

- системы автоматизированного управления, связи и защиты информации;

- навигационные и геоинформационные системы;

- роботизированные и дистанционно-управляемые системы (комплексы);

- ракетно-артиллерийские средства огневого поражения;

- образцы, системы (комплексы) вооружения;

- системы РЭБ, киберборьбы, противодействия техническим разведкам и информационному влиянию;

- системы защиты и безопасности войск;

- образцы вооружения на новых физических принципах действия;

– средства логистического обеспечения и жизнедеятельности;

- беспилотные летательные аппараты;

– технологии и средства медицинского обеспечения.

Наиболее известным в медийном пространстве является направление создания дронов. Огромная потребность военных породила множество разработок и моделей летательных аппаратов самого разного назначения. Многие из них получили одобрение специалистов и сегодня внедряются в массовое производство.

Но есть и другие, возможно менее известные, но не менее важные направления разработок. К примеру, наземные роботизированные комплексы (НРК). По сути это тоже беспилотники, но такие, что ездят по земле. Наши инженеры очень активно работают в этом направлении. На платформе зарегистрировано более 70 проектов НРК, из которых 25 уже успешно прошли тестирование.

Они выполняют самые разные задачи. Одни предназначены для логистики и могут доставлять в нужные места боеприпасы или другие грузы, необходимые военным. Другие предназначены для эвакуации раненых с поля боя. Третьи могут производить разминирование, не подвергая риску саперов. Есть роботы, оснащенные автоматическими турелями, с помощью которых оператор, находясь в укрытии, может вести огонь по врагу. Есть и другие решения, которые, надеюсь, скоро попадут в войска.

Читайте также: Такого еще не видел мир: в Украине разрабатывается уникальное оружие

Еще одно очень важное направление – системы РЭБ-РЭР (радиоэлектронной борьбы и разведки). Сюда относятся все средства, которые делают наши дроны устойчивыми к РЭБ врага, и все, что может защищать наших бойцов от нападений вражеских дронов. На сегодня есть около десяти решений в отношении так называемого "окопного РЭБ", которого остро не хватает на линии фронта. Они находятся на разных стадиях разработки и тестирования. А четыре из них уже рекомендованы для приема в эксплуатацию.

Также идет работа над разработкой самых разных боеприпасов для БПЛА. Нашим специалистам удалось снять существовавшие в этой сфере бюрократические преграды: недавно принято специальное постановление, которое дерегулирует производство таких боеприпасов. Это позволяет нам быстро продвигаться в направлении внедрения массового производства.

Познакомиться с основными направлениями разработок можно на сайте кластера. Однако отмечу еще раз – изобретатели могут предлагать любые идеи, которые могут оказаться полезными для военных. В Brave1 поступают самые разные разработки. Это и использование искусственного интеллекта, и технологии разминирования, логистические решения, медицинские средства... Или, например, боевые каяки и багги, которые используют в своей работе Силы специальных операций. Все они одинаково нужны для победы.

Кто это будет производить

- Создание проектов новых образцов оружия – это только начало работы. Чтобы они попали на фронт, нужно производство. Кто будет производить все эти десятки видов вооружений?

– В этом отношении у нас также нет единого рецепта для всех. И разработчики, и предлагаемые ими изделия очень разные. Поэтому в каждом случае авторы могут выбрать удобный для них путь. Одни предприятия готовы самостоятельно создать производство разработанного образца. Их интересуют только оформление необходимых документов и объемы госзаказа.

Другие разработчики, не имея достаточных средств, предлагают свои разработки для внедрения другим предприятиям. Также кластер тесно взаимодействует с Министерством стратегических отраслей промышленности, которое имеет необходимые мощности для производства.

Наша задача – во всех этих случаях дать возможность встретиться изобретателям и производителям, облегчить и ускорить их сотрудничество.

Опять-таки, современная военная техника часто бывает слишком сложной для того, чтобы ее могло полностью выпускать одно предприятие. Поэтому наша платформа также позволяет производителям найти партнеров, которые могут оперативно освоить производство необходимых комплектующих.

– За боевыми действиями ВСУ внимательно наблюдают военные со всего мира. Перенимают опыт. А к вам коллеги проявляют интерес?

– За нашей работой внимательно наблюдают во многих странах. И специалисты искренне удивляются, как за 3-4 месяца только что разработанный образец получает допуск к эксплуатации в войсках. Такой опыт очень ценен, и его внимательно изучают.

А мы тем временем не останавливаемся. Сегодняшняя наша работа – это как прокладывание дороги. Мы осваиваем все процедуры, которые необходимы для продвижения новых вооружений, налаживаем нужные связи, совершенствуем документы.

И скоро, когда эта дорога будет проложена, следующие образцы будут двигаться по ней еще быстрее, чем сейчас.

Читайте также: Поразила цель за 700 километров: Украина применила оружие собственного производства

Новини партнерів

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции