Верховная Рада Украины приняла законопроект №10143, который вносит изменения в Кодекс Украины по процедурам банкротства и другим законодательным актам Украины. Главной новацией стало дополнение Кодекса новой частью – Книгой третьей «Превентивная реструктуризация». Этот законопроект имплементирует положения Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2019/1023, адаптируя украинское законодательство к европейским стандартам.
Предпосылки внедрения превентивной реструктуризации
Финансовый кризис, вызванный вооруженной агрессией против Украины, значительно ухудшил состояние экономики и финансовые показатели предприятий. Поэтому возникла необходимость создания эффективных механизмов восстановления платежеспособности бизнеса.
В феврале 2024 года Европейский Совет согласовал предоставление Украине макрофинансовой помощи в размере 50 миллиардов евро. Эта сумма будет постепенно поступать в период с 2024 по 2027 год при условии выполнения определенных реформ. В частности, речь идет о 69 ключевых изменениях в разных секторах экономики, среди которых значимое место занимает реформа в сфере банкротства и неплатежеспособности. Цель этих изменений – обеспечить экономическое восстановление страны и создать условия для эффективного управления финансовыми трудностями предприятий.
Что такое превентивная реструктуризация?
Превентивная реструктуризация — это новый механизм, позволяющий предприятиям предотвратить банкротство. Он направлен на выявление рисков неплатежеспособности на ранних этапах, когда есть возможность эффективно решить финансовые проблемы.
Предметом превентивной реструктуризации могут быть денежные требования к должнику по обязательствам, срок выполнения которых наступил, а также денежные требования к должнику по обязательствам, срок выполнения которых наступит в течение процедуры превентивной реструктуризации и вследствие невыполнения которых должник может оказаться неплатежеспособным.
Основные особенности превентивной реструктуризации:
-это более быстрая и дешевая альтернатива процедурам досудебной санации или банкротства;
-срок реализации – от 2 до 6 месяцев, в сложных случаях – до 12 месяцев;
-она включает комплекс мер, таких как изменения в бизнес-модели, реструктуризация долгов, перепрофилирование деятельности и другие решения, отвечающие потребностям предприятия.
Превентивная реструктуризация начинается с момента представления в суд проекта плана реструктуризации, а не с проведения собрания кредиторов, как это было в досудебной санации. Это упрощает начало процедуры для должника.
Этапы и ключевые элементы процедуры:
-представление плана превентивной реструктуризации:
Должник должен подготовить и представить в суд проект плана превентивной реструктуризации или, в случае если должник – представитель малого бизнеса, он может представить только концепцию такого плана, описывающую основное видение решения финансовых проблем.
План или концепция – это только стартовая отметка в процедуре превентивной реструктуризации, с которой начинаются дискуссии с кредиторами.
Министерство юстиции Украины должно разработать типовую форму плана превентивной реструктуризации, а также ввести ряд других методологий и рекомендаций, что должно значительно упростить должнику понимание собственных возможностей в процедуре погашения долгов.
-переговоры с кредиторами:
После представления в суд плана превентивной реструктуризации начинаются переговоры с кредиторами. Результаты этих переговоров фиксируются и отчитываются в суде.
-утверждение плана превентивной реструктуризации:
Для одобрения плана реструктуризации не нужно согласие всех кредиторов должника. Для этого достаточно согласия не менее 2/3 голосов класса обеспеченных кредиторов и 50% и более голосов для классов необеспеченных кредиторов.
-Реализация мер превентивной реструктуризации:
Предусматривается неисчерпаемый перечень мер реструктуризации, среди которых перепрофилирование должника; отсрочка, рассрочка или прощение долга или его части; привлечение нового финансирования; продажа части имущества должника; изменения в организации труда должника; реорганизация должника; увеличение уставного капитала должника; исполнение обязательств должника владельцами должника и т.д.
С момента открытия процедуры превентивной реструктуризации должник получает ряд основных защитных мер (есть еще дополнительные), которые помогают избежать дополнительного финансового давления: запрет на открытие производства по делу о банкротстве; останавливается начисление штрафов и других финансовых санкций по обязательствам должника перед привлеченными кредиторами; любое отчуждение и распоряжение имуществом должника (кроме распоряжения имуществом в рамках обычной хозяйственной деятельности) производятся исключительно в порядке, предусмотренном планом превентивной реструктуризации; увеличение (уменьшение) уставного капитала должника, выход участника из должника – общества с ограниченной и дополнительной ответственностью может производиться исключительно в порядке, предусмотренном планом превентивной реструктуризации.
Что касается кредиторов, то в процедуре превентивной реструктуризации все решения по ним отданы на усмотрение должнику. Именно он решает, кто вовлечен (т.е. перед кем должник хочет реструктуризировать долг) в план реструктуризации, а кто нет.
Вместе с тем, непосредственно в плане реструктуризации должник обязан указывать абсолютно всех кредиторов с четкой аргументацией, почему одни кредиторы привлечены, а другие – нет. Кроме того, кредиторы разделены на классы: обеспеченные кредиторы; кредиторы с требованиями в бюджет (об уплате налогов, сборов и других обязательных платежей и т.п.); необеспеченные кредиторы; необеспеченные кредиторы, заинтересованные в отношении должника.
Новая роль в превентивной реструктуризации возлагается и на арбитражных управляющих. Они в большей степени наделяются функциями медиатора.
В этом процессе они действуют как администраторы, помогающие разрабатывать план реструктуризации, контролировать его реализацию, содействовать переговорам между должником и кредиторами, фиксировать их результаты и давать информацию суду.
Предлагать кандидатуру администратора имеют право как должник, так и кредитор в зависимости от конкретных обстоятельств. Следует отметить, что в других процедурах восстановления платежеспособности арбитражные управляющие являются единственными уполномоченными лицами, осуществляющими управление деятельностью должника.
Внедрение превентивной реструктуризации может обеспечить:
-защита дееспособных предприятий, временно столкнувшихся с финансовыми трудностями;
-минимизацию затрат для бизнеса благодаря упрощенным процедурам;
-соответствие украинского законодательства стандартам ЕС, способствующим привлечению инвестиций.
Реализация этих новаций станет важным шагом для экономического обновления Украины в условиях войны, сохраняя рабочие места и поддерживая бизнес как основу экономики страны.