Большая часть наличных денег не вывезена с территорий, подконтрольных сепаратистам в зоне проведения антитеррористической операции (АТО), заявили в Нацбанке. Предположительно, речь может идти о 204 тыс. банкнотах гривен различного номинала, которые были специально повреждены банками в связи с участившимися захватами террористическими группами их отделений и до сих пор находятся в обороте на территориях так называемых «народных республиках» в Донецкой и Луганской областях. В НБУ затрудняются назвать конкретную сумму утраченных банками в зоне АТО средств, но максимальный объем потерь наличных может превышать 100 млн грн.
В зоне проведения АТО на территории, которая контролируется украинской властью, могут ходить купюры, специально поврежденные местными банками, предупреждают в Национальном банке. «Количество этих наличных очень маленькое по сравнению с тем, сколько наличных находится в обращении. Это 0,007% от общей суммы наличных в обращении»,– рассказал директор департамента денежного обращения Нацбанка Виктор Зайвенко. По состоянию на январь 2015 года количество наличных в обращении составляло, по данным НБУ, 2,9 млрд банкнот. Таким образом, количество поврежденных банкнот в обращении может насчитывать порядка 204 тыс. Даже если предположить, что все они по 500 грн, то максимальная сумма поврежденных банкнот может составлять 102 млн грн.
Правильная порча
НБУ располагает несколькими заявлениями банков о том, что наличные, которые они повредили, могли попасть в руки террористов. Всего 36 банков обратились в НБУ за разрешением на повреждение наличных, но только пять банков им воспользовались и то не в полном объеме, рассказали в центробанке. Только часть банкнот, которую банки повредили, они сдали в НБУ для обмена. «Треть наличных, которые повреждены, сданы банками в НБУ и возмещены»,– говорит господин Зайвенко. Остальная часть поврежденных наличных все еще находится в банковских учреждениях в зоне АТО. В НБУ утверждают, что знают об этих наличных, и каким образом они повреждены. Поэтому если они будут поступать в банки, НБУ сможет их отследить.
Специально поврежденные деньги могут иметь несколько видов дефектов. Банки в зависимости от ситуации должны руководствоваться инструкцией работы банковской системы в чрезвычайном режиме, которая утверждена постановлением НБУ №435 от 22 июля 2014 года. Согласно этой инструкции, банк повреждает наличные растворами, красит их или склеивает, помечает штампами «неплатежная», обрезает их или сжигает 50% банкноты и более. Банкноты могут быть повреждены и другим способом, например, залиты маслом, рассказывает начальник управления организации производства и защиты денег и бланков ценных бумаг НБУ Владимир Тищенко. Деньги, поврежденные вышеперечисленными способами, не возмещаются. Люди, у которых оказалась поврежденная валюта, должны передавать ее в НБУ для проведения исследования. Специально поврежденные банкноты Нацбанк передает правоохранительным органам.
Не в те руки
Но, по всей видимости, львиная доля купюр досталась террористам целыми и невредимыми. Сотрудники банков, покидая отделения, уничтожать наличные не могли. Разрешения на уничтожение банкнот может дать только Нацбанк, если во время этой процедуры присутствует представитель НБУ. Без него сотрудники банка не могут уничтожать банкноты, а лишь повреждать их. «Фактов уничтожения наличных нет, так как НБУ не давал разрешения на уничтожение, потому что это было невозможно проконтролировать. Так как сотрудников НБУ на территории, подконтрольной террористам, не было»,– говорит заместитель председателя НБУ Яков Смолий.
При этом, по сообщениям Министерства внутренних дел, сепаратисты довольно часто устраивают захваты помещений отделений банков. Еще в прошлом году в СМИ появилась информация о том, что сотрудники Краматорского отделения Ощадбанка оставили в зоне АТО 28,7 млн грн, $1,2 млн и 99,7 тыс. евро, 98 машин и 252 пистолетов и автоматов. Правда тогда в пресс-службе банка заявили, что информация о количестве ценностей и оружия не соответствует действительности, но не захотели называть реальные цифры. Об объеме потерь наличных в зоне АТО ни в Ощадбанке, ни в других крупнейших украинских банках рассказывать отказались.
Вместе с тем на сегодняшний день работа финучреждений в зоне АТО прекращена. В связи с фактами нападений на банковские отделения, Нацбанк еще в августе прошлого года постановлением №466 приостановил все финансовые операции в населенных пунктах, которые не контролируются украинской властью. При этом в центробанке затрудняются назвать, сколько было утрачено наличных в зоне АТО, говорит Виктор Зайвенко. Подсчитать эту сумму станет возможно, когда все банки подадут заявления о фактах утерянных средств. Пока таких заявлений регулятору не поступало, банкноты не считаются потерянными.
Примечательно, что повреждать наличные многие банки побоялись. Проблема в том, что после повреждения банкнот их необходимо передать в территориальные управления НБУ. А вывозить через КПП испорченные банкноты крайне рискованно. «Мы не захотели брать на себя ответственность за жизнь сотрудников. Поэтому пришлось оставить все наличные и ценности. Террористы даже забирали личные вещи сотрудников банка»,– рассказал руководитель банка, не пожелавший называть своего имени. В итоге потери в зоне АТО – это прямые убытки банков. Проблему признают и в НБУ. «В процессе повреждения наличных в банки заходили террористы, клали сотрудников на пол и под дулами автоматов не позволяли это сделать. Поэтому многие банки не смогли повредить деньги»,– рассказывает Виктор Зайвенко.