RU  UA

вторник, 3 декабря
  • НБУ:USD 41.30
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.30
Бюджет

Парламент вслепую изменил налоговую и бюджетную системы страны

Фото: Владислав Содель

18 часов работы парламента, 10 часов консультаций правительства с фракциями и Украина получила изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также бюджет на 2015 год. Депутаты проголосовали за нормы, которые и в глаза не видели, только чтобы им дали возможность спокойно провести новогодние каникулы за пределами страны.

28 декабря работа парламента традиционно началась в 10.00. В повестке, как и ожидалось, значились законопроекты с масштабными изменениями в Налоговый и Бюджетный кодексы, пересматривающие социальную систему в стране, а также проект бюджета на 2015 год. Заседание прерывалось многочасовыми консультациями правительства с руководителями фракций большинства. Вечером в Верховную раду даже приехал президент Петр Порошенко. Он поставил ультиматум депутатам своей фракции ‒ или бюджетные законы, или несогласные могут покинуть фракцию. В итоге ‒ 18 часов работы парламента, 10 часов консультаций ‒ и депутаты проголосовали практически за все, чего хотел Кабинет министров. Самих поправок большинство депутатов в глаза не видели. Премьер-министр Арсений Яценюк зачитал им согласованные «за закрытыми дверями» позиции.

Правительство не прислушалось к бизнесу

Изменения в Налоговый кодекс удалось принять лишь со второй попытки. Первый раз законопроект набрал всего 204 голоса. Во второй раз ‒ уже 250. Окончательного текста документа до сих пор не видел никто. Однако со слов господина Яценюка стало понятно, что ко многим спорным нормам, против которых выступал комитет Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, а также эксперты и бизнес, правительство в общем то и не прислушалось. Процедура электронного администрирования НДС все-таки будет введена. С 1 февраля и по 1 июля она будет работать в тестовом режиме. Кроме того, будет предусмотрена формула для определения объема суммы, на которую плательщик сможет выписать и зарегистрировать налоговую накладную в едином реестре. Напомним, что депутаты предлагали пока отложить введение электронного механизма, и такая норма был закреплена коалиционным соглашением. Кроме того, ежемесячно Государственная фискальная служба будет публиковать на своем сайте список должников по всем налогам, а также суммы их задолженностей. «Эта норма закона нужна для того, чтобы мы видели, кто конкретно не платит, какие именно суммы, и в какой налоговой зарегистрированы эти плательщики»,‒ заявил премьер-министр.

Сохранился в законопроекте и 5-процентный акцизный налог с розничной продажи табака, алкоголя и нефтепродуктов. Правительство будет индексировать стоимость лицензий на продажу алкогольной и табачной продукции с учетом «их реальной стоимости». Остался и транспортный налог, который будет взиматься с автомобилей сроком эксплуатации до 5 лет с объемом бензинового или дизельного двигателя более 3 л. Кабмин также взял обязательство в I квартале разработать законопроект для налогообложения предметов роскоши. При взимании налога на недвижимость все же будет предусмотрен необлагаемый минимум ‒ 60 кв. м для квартир и 120 кв. м ‒ для домов. Кроме того, под льготы должна попасть коммерческая недвижимость, которая используется в агросекторе, а также МАФы, киоски и рынки.

Ни аграриям, ни госказне

Дискуссию в зале вызвала норма о возвращении НДС при экспорте зерна. Первоначально Кабмин настаивал на сохранении действующей нормы, когда НДС получают зернотрейдеры, но депутаты хотели, чтобы норма распространялась на всех сельхозпроизводителей. В итоге налог не будут возмещать никому, но при этом сохранится спецрежим по НДС. В Украинской аграрной ассоциации уже заявили, что с 1 января увеличится нагрузка на аграрный сектор. Помимо невозмещения НДС, фиксированный сельхозналог будет повышен в 16 раз, а земельный налог ‒ в 10 раз, будет введена импортная пошлина. В случае с сельхозсектором цены увеличатся на средства защиты растений, семена, сельхозтехнику и запчасти. «Реализация правительственных налоговых инициатив на практике приведет к переходу на контрафактные средства защиты растений, росту контрабанды. Мы видим лишь увеличение налогов, в то время как наиболее болезненные вопросы ‒ такие как регистрация договоров аренды, вопросы дерегуляции ‒ даже не поднимаются,‒ отмечает глава ассоциации Владимир Макар.‒ Что касается бюджета, то окончательного варианта пока нет, однако общие тенденции не добавляют оптимизма. Заработанные тяжелым трудом деньги планируют выбросить непонятно на что. Например, в одном из последних вариантов бюджета запланировано в 2015 году потратить 57 млн грн на деятельность Госсельхозинспекции, ликвидацию которой правительство начало еще в сентябре. Это недопустимо».

Никаких преград

Что касается малого и среднего бизнеса, то правительство все же решило отказаться от ограничений. Все затраты крупного бизнеса на приобретение товаров, работ и услуг у плательщиков единого налога разрешено будет включать в валовые затраты. Ранее предлагалось включать лишь 30%. «Проще говоря, тот кто работает с офшорами, тот не относит 100% себе на расходы. Для субъектов малого и среднего бизнеса: ты заплатил ‒ ты отнес 100% себе в расходы то, что заплатил»,‒ сказал Арсений Яценюк. Кроме того, с 1 июля, а не с 1 января будет введено обязательство применения кассовых аппаратов для «единоналожников» третьей группы, а с 1 января 2016 года ‒ второй группы. Это правило не будет распространяться на предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынках, а также продающих товары в розничной передвижной сети.

Осталось правительство и на своей позиции в отношении налогообложения пассивных доходов. Ставка на проценты, роялти и инвестиционную прибыль будет увеличена с 15% до 20%. Для дивидендов, которые выплачены субъектам предпринимательской деятельности ‒ плательщикам налога на прибыль,‒ 5%, для тех, кто не платит налог на прибыль,‒ 20%. Будет ли в итоге необходимость подачи «нулевой» декларации, введения непрямых методов оценки доходов граждан, а также пересмотра дифференцированной шкалы налогообложения доходов, пока неясно.

Депутаты рукоплещут

Правительство пообещало снизить ставку единого социального взноса для детенизации зарплат. Соответствующий законопроект поддержали 268 депутатов. Голосованию предшествовало разъяснение премьер-министра, которому в итоге аплодировали парламентарии. Он пояснил, что с 1 января к тому бизнесу, который выполняет ряд условий, будет применяться понижающий коэффициент ‒ 0,4 к нынешней ставке ЕСВ в 41%. Среди критериев ‒ база начисления должна в 2,5 раза превышать средний показатель начисления ЕСВ за 2014 год, средняя зарплата на предприятии должна увеличиться минимум на 30% по сравнению с 2014 годом, средний платеж на одного застрахованного сотрудника после применения коэффициента должен составить не менее 700 грн, а также средняя зарплата должна составлять не менее трех минимальных зарплат. По мнению директора департамента развития социального страхования Федерации работодателей Юрия Кузового, некоторые условия не согласовываются между собой. Кроме того, если платеж ЕСВ должен составить 700 грн, то средняя зарплата должна быть не ниже 4,37 тыс. грн (сейчас ‒ 3,4 тыс. грн). «Если в итоге по 2015 году может быть 16,4% ЕСВ, но при этом необходимо увеличить фонд оплаты труда, то по 2016 году вообще ничего не понятно. Он пообещал расшифровать то, что сказал, но в итоге так этого и не сделал,‒ говорит господин Кузовой.‒ Все это просто бред, рассчитанный на полусонных депутатов. Теперь в этот законопроект можно будет вносить все, что угодно. Всю прелесть мы оценим тогда, когда появится текст».

Проголосовали депутаты и за увеличение рентных платежей ‒ для нефти и конденсата они составят 45% при добыче с залежей до 5 км, 21% ‒ свыше 5 км, для газа, который реализовывается не для потребностей населения,‒ 55% (до 5 км) и 28% (более 5 км). При реализации договоров о совместной деятельности ставка налога будет расти поэтапно. В I квартале ‒ до 6%, во II ‒ до 65% и в III ‒ до 70%. «Идея состоит в том, чтобы стимулировать предприятия, которые ведут совместную деятельность по добыче газа, переходить на договора по распределению продукции»,‒ поясняет Арсений Яценюк. Кроме того, с 2015 года оборот выигрышей в лотереи будет облагаться по ставке в 10%. Сейчас 10% взимается с призового фонда, поэтому и «призовой фонд ‒ копейки, а общий оборот ‒ десятки, а то и сотни миллионов».

Хотели праздновать

Одобрили и законопроект по трансфертному ценообразованию. Не вникая в суть документа, где Кабмин предложил увеличить количество и объем контролируемых операций, полномочия контролирующих органов и сроки проверок, за документ проголосовали 279 депутатов. Без обсуждения параметров после пересмотра налоговой базы принят и госбюджет (233 депутата). Господин Яценюк сказал, что предложенный вариант, как и все предыдущие, принятые в парламенте,далек от совершенства. Тем не менее, объем финансирования национальной безопасности и обороны беспрецедентен ‒ он составит 80 млрд грн. «Думаю, с эти заданием мы справимся. Нам будет сложно собирать доходы в условиях современной украинской экономики. Напомню, мы потеряли 20% экономики, поэтому это будет совместным заданием ‒ выполнить доходы бюджета и, соответственно, расходы, а также профинансировать вооруженные силы и украинских военных»,‒ отметил он. 1,8 млрд грн Кабмин планирует выплатить всем мобилизованным, на 6 млрд грн будет предоставлено госгарантий «Укроборонопрому» для закупки новой техники и ремонта. Дополнительный доход в бюджет ‒ около 6 млрд грн, по словам премьер-министра, планируется получить от продажи лицензий на 3G, еще почти 2 млрд грн составят дивиденды от госкомпаний.

Кроме того, 4,5 млрд грн пойдут на капитальные расходы, из которых 3 млрд грн, по предложениям депутатов,‒ в фонд регионального развития. 500 млн грн планируется потратить на расширение Охматдета. Следует отметить, что Кабмин планирует пересмотреть бюджет уже до 15 февраля ‒ в зависимости от переговоров с международными кредиторами. Изменения в Налоговый кодекс будут внесены через три недели. Причиной столь аврального рассмотрения таких масштабных документов ‒ банальна. Депутаты не захотели собираться еще в понедельник или вторник и бездумно голосовали за все предложения, только чтобы им дали возможность спокойно провести новогодние каникулы за пределами страны. Владимир Парасюк на своей странице в Facebook написал, что «некоторые депутаты не могли отменить свои чартеры на празднование Нового года». «Кто не верит, поезжайте в Борисполь ‒ и убедитесь, что это так»,‒ отмечает он.

«Неработающий бюджет и налоговые нормы, а именно так и подошел Кабмин к их формированию,‒ хуже, чем если бы их не было вообще. Законодательство окажется ручным, и его срочно нужно будет менять»,‒ считает старший экономист центра «CASE Украина» Владимир Дубровский. Все предложенные изменения в законодательство и принятый бюджет ‒ результат безответственных обещаний МВФ, что и привело авторов документов к необходимости «впихнуть невпихуемое». Поэтому, по мнению господина Дубровского, уже сейчас необходимо мобилизовать все экспертные силы, чтобы доработать нормы. И следует подойти к этому процессу с точки зрения сокращения расходов, в частности, исключить все льготы и государственную поддержку бизнеса, например, компенсируя ставки по кредитам. Пересмотра, среди прочего, требует и закон о госзакупках, который дает колоссальные возможности для коррупции. «Когда Яценюк был в оппозиции, он говорил, что из госбюджета разворовывается до 100 млрд грн. Очень хочется у него спросить, что он сделал для того, чтобы этого не было»,‒ резюмирует Владимир Дубровский.

Читайте также

Бюджет-2025: что в приоритете, и откуда деньги

Проект бюджета Украины на 2025 год выглядит реалистичным, но риски, связанные с его наполнением, остаются

Кабмин замораживает прожиточный минимум: что будет с зарплатами украинцев

Результатом заморозки размеров минимальной зарплаты и прожиточного минимума в Украине станет дальнейшее обнищание наиболее уязвимых граждан