В марте объем бюджетного возмещение налога на добавленную стоимость составил 2,9 млрд грн. Это наименьшая сумма, возмещенная компаниям в текущем году. Всего по итогам января-марта бизнесу вернули немногим более 11,9 млрд грн. Учитывая, что в бюджете на текущий год к возмещению запланировано 58,1 млрд грн, первый квартал закрыли с отставанием от графика. Ввиду нехватки оборотных средств и сокращения объемов бюджетного возмещения, компании готовы на все, чтобы забрать у государства свое. Эксперты говорят, что договориться с налоговиками о возврате НДС «вне очереди» можно за 25-30% от суммы возмещения.
Смена лидера
Государственная казначейская служба обнародовала отчет, из которого следует, что в этом году структура крупнейших получателей НДС несколько изменилась. Главным образом обделили промышленников, что не удивительно ввиду затяжного падения объемов производства. Например, если в прошлом году мариупольский меткомбинат им. Ильича, входящий в холдинг «Метинвест» Рината Ахметова, был в лидерах по возмещению, то в текущем году компания последний раз в январе получила почти 550 млн грн. По словам генерального директора ММК им. Ильича Юрия Зинченко, это удалось после продолжительных переговоров с правительством. «Государство начало возмещать меткомбинату НДС, но пока покрываются старые долги, за это время успевает вырасти задолженность за новый период, и это не дает решить проблему нехватки оборотных средств»,‒ ранее заявил Зинченко.
Заметим, что для промышленных предприятий полученный при возмещении НДС финансовый ресурс сложно переоценить. Особенно сегодня, когда ряд отраслей, в частности металлургия, испытывают острую нехватку оборотных средств. Объемы задолженности государства перед бизнесом в отдельных случаях настолько существенные, что эти деньги можно было бы направить на модернизацию и ремонт производственных мощностей. Без этих мер конкурентоспособность промышленников снижается, а, следовательно, падают и объемы производства. Цепной реакцией это сказывается и на сокращении налоговых поступлений в бюджет, а также приводит к падению валютной выручки в страну. «Из-за высокой энергоэмкости производства и отсутствия возможности внедрять новейшие технологии наша продукция имеет низкую конкурентоспособность на внешних рынках. Наше конкурентное преимущество в дешевой рабочей силе - это уже очень сомнительный аргумент. Поэтому НДС - это чуть ли не единственный стимул для развития экспорта», - объясняет первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Сергей Прохоров.
В марте ни копейки из бюджета не вернули предприятию «Азовсталь», входящему в сферу влияния Ахметова. Также ничего не получила корпорация «ИСД», управляемая экс-губернатором Донецкой области Сергеем Тарутой и Олегом Мкртчаном. Традиционно в списке получателей НДС значилась компания Мотор Сич, контролируемая народным депутатом Вячеславом Богуслаевым. Запорожская компания ‒ одна из немногих, кому государство возмещало НДС едва ли не каждый месяц. Но в марте в списке счастливчиков этого предприятия не оказалось.
При этом лидерами по возмещению в марте стали компания «АрселорМиттал» (Кривой Рог), а также «Полтавский горно-обогатительный комбинат», входящий в сферу интересов бизнесмена Константина Жеваго (см. инфографику). В прошлом месяце органы госказначейства вернули этим предприятиям 500,3 млн грн и 232,1 млн грн соответственно. После нескольких месяцев «нулевого» возмещения в марте сразу 236,9 млн грн получил «Южный горно-обогатительный комбинат» из структуры «Смарт-Холдинга».
В первом квартале увеличились бюджетные отчисления аграрным компаниям. Безоговорочным лидером стал «Кернел-Трейд» Андрея Веревского. За три месяца предприятию вернули почти 1,03 млрд грн, тогда как за второй-четвертый квартал 2014 года «Кернел-Трейд» получил 1,2 млрд грн. Налицо ‒ завидные темпы возмещения. Впрочем, далеко не всем аграриям так везет. Накануне в Измаиле (Одесская область) приостановил работу завод по производству масла «Бессарабия В». По словам руководителя компании Дмитрия Шидерева, долг государства перед предприятием достиг уже 66 млн грн. В итоге компания не может обслуживать и погашать кредиты, в связи с чем есть риск, что предприятие перейдет в собственность банка.
Проскочить вне очереди
Удовлетворить все заявки бизнеса к возмещению НДС государство не в силе. По данным Федерации работодателей Украины (ФРУ), к началу года долг по возмещению достиг 19,3 млрд грн. Как рассказал «Апострофу» заместитель председателя совета ФРУ Дмитрий Олейник, сегодня задолженность снова накапливается. «Есть ряд объективных причин. Это и падение промышленного производства, и сокращение объемов экспорта, и девальвация. Все это влияет на наполняемость бюджета и на систему накопления задолженности НДС»,‒ говорит Олейник.
С ним солидарен и Сергей Прохоров. «На фоне продолжающегося падения экономики невозможно говорить о том, что у государства будут ресурсы автоматически возмещать НДС»,‒ сказал «Апострофу» Прохоров. Впрочем, вместе с объективными причинами есть место и человеческому фактору. По словам Дмитрия Олейника, сегодня по-прежнему действуют схемы, позволяющие бизнесу договориться о возврате НДС, уплатив за это часть суммы. Естественно, это противозаконно. «К сожалению, “ходоки”, которые предлагают за 25-30% возмещать, никуда не делись. Очередь стоящих за возмещением способствует тому, что такие «ходоки» есть. Очередь движется в первую очередь и потому, что кто-то соглашается на такой непрозрачный формат, поощряя тех, кто занимается «решаловом»,‒ возмущается Олейник.
Чтобы процесс возмещения происходил прозрачно, бизнес-лоббисты добиваются от правительства публикации списков компаний, претендующих на возврат средств. «Мы неоднократно обращались к бывшему руководителю фискальной службы ‒ открывайте исходные данные. Это даст возможность бизнесу и им самим оценить работу фискальной службы и ее подразделений»,‒ добавил Дмитрий Олейник. Кабинет министров попытался частично перекрыть задолженность, начав в 2014 году возмещать НДС не «живыми» деньгами, а облигациями. В итоге бизнесу выдали на руки ценные бумаги более чем на 6,8 млрд грн. Эту же схему планировали задействовать и в текущем году. Причем не исключено, что облигациями также будут возвращать налог на прибыль, переплаченный компаниями наперед. Такой механизм сейчас изучают в правительстве.