RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бюджет

Хватит ли Украине денег на армию: анализ бюджета Минобороны. Инфографика

Военное ведомство старается экономно расходовать деньги

Военное ведомство старается экономно расходовать деньги Министерство обороны за пять месяцев потратило чуть больше трети своего годового бюджета Фото: Владислав Содель

Министерство обороны за пять месяцев 2015 года потратило 37,5% своего бюджета на 2015 год. Об этом свидетельствуют данные Государственной казначейской службы, обнародованные 26 июня. Цифры показывают, что военные не спешат тратить деньги, очевидно, готовясь к увеличению расходов во второй половине года. Повод экономить у ведомства есть. В Минобороны уже несколько месяцев просят правительство дать им еще денег. Но в Кабмине пока не спешат выделять дополнительное финансирование, понимая, что прежде чем кому-то дать деньги, у других их придется отнять.

По данным Государственной казначейской службы, расходы на оборонные нужды в этом году достигли 15,8 млрд грн, что составляет 37,5% из предусмотренного в государственной казне на текущий год (всего на нужды оборонного ведомства предусмотрено 42,1 млрд грн). Это на 10,8 млрд грн больше, чем за первые пять месяцев прошлого года, когда активных боевых действий на Донбассе еще не было.

Большая часть финансирования в январе-мае направлялась на обеспечение армии — 12,5 млрд грн (почти 40% от запланированного на год). Еще 2,06 млрд грн использовали на развитие вооружений и военной техники. К слову, год назад (январь-май) на эти же цели ушло менее 70 млн грн. На лечение и реабилитацию военнослужащих в 2015 году потратили немногим более 427,7 млн грн. Интересно, что год назад в этот же период медицинские расходы были не намного меньше – 315,6 млн грн. Это несколько удивляет, поскольку год назад армия вела боевые действия не столь активно, как в начале 2015 года.

В этом году меньше всего средств было потрачено на строительство и приобретение жилья военным — 24 млн грн. А на строительство фортификационных сооружений потратили в 10 раз больше — 250 млн грн. Между тем за первые пять месяцев прошлого года на жилье военным было выделено 99 млн грн. Интересно, что еще в конце мая премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Кабмин выделит 1 млрд грн на жилье военнослужащим АТО и членам их семей. Если верить данным Госказначейства, это обещание пока выглядит маловероятным.

Протянуть руку

Пока складывается впечатление, что в Министерстве обороны экономят, предвидя увеличение расходов во второй половине года. Об этом говорит тот факт, что в январе-мае на оборону ежемесячно тратили в среднем 3,16 млрд грн, хотя бюджетные возможности позволяют расходовать 3,5 млрд грн. То, что расходы будут расти, и денег, скорее всего, не хватит, уже дал понять министр обороны Степан Полторак. Еще в мае он заявил, что обратился в Минфин с просьбой увеличить финансирование оборонных нужд на 7 млрд грн. Деньги нужны, в частности, на тыловое обеспечение, питание, горюче-смазочные материалы, а также на выплаты военнослужащим, которые получили ранения, и семьям погибших солдат и офицеров. Кроме того, расходы связаны с увеличением личного состава ВСУ. Также нужно понимать, что расходы армии выросли после стремительной инфляции.

Накануне министр финансов Наталья Яресько сообщила, что запрос на дополнительные деньги от ведомств, отвечающих за оборону и правоохранительную деятельность, уже составляет порядка 17 млрд грн. В том числе, порядка 8,5 млрд грн — запрос Минобороны. Это пятая часть всего оборонного бюджета страны на текущий год. Когда дадут деньги, непонятно. Министр признала, что ситуация с бюджетом сейчас непростая. Тем более, что темп бюджетных поступлений во второй половине года будет спадать после повышенных доходов в начале года, спровоцированных девальвацией и инфляцией. Чтобы найти выход из ситуации, Яресько согласилась создать рабочую группу с привлечением представителей всех ведомств и депутатов от коалиции, которая будет думать как сократить расходы. Хотя вариантов с поиском источников средств для армии у правительства не так уж и много. Как объяснил "Апострофу" исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Дмитрий Боярчук, вероятнее всего, Минфин рассчитывает на успешную реструктуризацию государственного долга и снижение ставок по своим еврооблигациям. "За счет этого будет экономия на обслуживании государственного долга", — разъяснил собеседник.

С миру по нитке

Учитывая дефицит средств, сложно переоценить поступления от 1,5-процентного военного сбора с доходов физлиц, введенного как дополнительный источник финансирования армии. Как ранее писал "Апостроф", поступления от этого налога в текущем году могут составить 7,2 млрд грн. Впрочем, в мае динамика поступлений военного сбора несколько сократилась. Если в январе-апреле в общий фонд госбюджета поступили почти 2,6 млрд грн или 650 млн грн ежемесячно, то в мае — 430 млн грн. Впрочем, в случае дальнейшего сокращения поступлений прямого влияния на бюджет ВСУ это не окажет. "Прямой связи между военным сбором и и расходами Министерства обороны Украины нет (исходя из бюджетной классификации)", — сообщили "Апострофу" в пресс-службе Минобороны. Другими словами, проследить фактический расход этих денег невозможно. По мнению экспертов, контроль необходим не только за военным сбором, а за использованием всего оборонного бюджета. По мнению первого заместителя главы "Укроборонпрома" Сергея Пинькаса, в бюджете на армию предусмотрены большие средства, однако они распределяются недостаточно эффективно. "Если мы возьмем статистику, то в армии 250 тыс. военнослужащих. А сколько у нас в зоне АТО находятся — 20-30 тысяч? Поэтому у меня есть вопрос — а чем занимаются остальные люди?" — ранее заявлял Пинькас.

То, что проблемы есть, в Минобороны не скрывают. В начале июня Степан Полторак заявил об увольнении начальника Центра обеспечения армии, а также о намерении привлечь к ответственности руководителей нескольких департаментов этого ведомства и Генерального штаба. Среди прочего, Полторак подтвердил, что вопросы к уволенным подчиненным касаются недостаточного оснащения ВСУ материально-техническими ресурсами и продовольствием. Кроме того, еще одна проблема, которая привела к скандалу в Минобороны, по словам Полторака, касалась несвоевременных выплат вознаграждений военным в зоне АТО за уничтожение техники противника.

Читайте также

Бюджет-2025: что в приоритете, и откуда деньги

Проект бюджета Украины на 2025 год выглядит реалистичным, но риски, связанные с его наполнением, остаются

Кабмин замораживает прожиточный минимум: что будет с зарплатами украинцев

Результатом заморозки размеров минимальной зарплаты и прожиточного минимума в Украине станет дальнейшее обнищание наиболее уязвимых граждан